ISSUE 2-2007
INTERVIEW
Лубош Веселы
STUDIES
Отар Довженко
RUSSIA AND GEORGE F. KENNAN
Petr Mares Pavel Venzera
OUR ANALYSES
Jaroslav Basta
REVIEW
Павел Витек
APROPOS
Максим Стріха


Disclaimer: The views and opinions expressed in the articles and/or discussions are those of the respective authors and do not necessarily reflect the official views or positions of the publisher.

TOPlist
REVIEW
ВАЖНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ОБ ИСТОРИИ ГОЛОДОМОРА В УКРАИНЕ В 1932-1933 ГОДАХ
By Павел Витек | политолог, Чешская Республика | Issue 2, 2007

     Тему голодомора в Украине советская историография по понятным причинам обходила стороной, но если даже о ней и вспоминали, то нам рассказывали о трудностях строительства социализма и интригах врагов. В советские времена исследование этого трагического периода должно было быть сосредоточено за рубежом, что, в свою очередь, вызывало разные методологические и эвристические сложности. Но, несмотря на это, возникли работы, которые до сегодняшнего времени принадлежат к значительным исследованиям в этой области.1
     После обретения Украиной независимости появилось пространство для объективного изучения голодомора и на территории Украины, а когда в 2001 году была издана библиография об истории голодомора, она уже тогда насчитывала 6 000 статьей украинских и зарубежных авторов. 2 В наше время такая бы их было на несколько сотен больше.
     Изучение данной проблематики на сегодняшний день становиться полем деятельности многих украинских ученых, лишь небольшая часть которых отрицает существование голодомора. В первую очередь речь идет об историках, связанных с бывшим советским режимом либо с современной коммунистической партией, или же о некоторых зарубежных историках, которые не совсем хорошо знакомы с темой в полном ее контексте. По большому счету, в этой ситуации речь идет не столько о действительно серьезном научном подходе, сколько о политике. 3
     Следующая группа заинтересованных лиц - употребляю этот термин умышленно, поскольку число историков и число лиц, занимающихся этой темой, далеко не одинаково - признает существование голодомора, но не рассматривает его как явление, специфически связанное с советской Украиной, тем более, заранее спланированную акцию. Эта концепция имеет своих сторонников и в Украине и, прежде всего, в России.
     Третья группа, которая изучает этот вопрос, работает с фактом голодомора как с акцией, которая умышленно была запланирована с целью расправиться с непокорным украинским земледельцем, отказывающимся от коллективной формы хозяйствования. Исходя из этого, часть авторов, которые принадлежат к этой группе, в своих работах пытаются доказать, что речь шла о геноциде украинского народа. И далее внутреннее деление этой группы проходит по линии ответа на вопрос, кто был организатором. Часть авторов придерживаются мнения о том, что речь шла о русской антиукраинской акции, а часть указывает на коммунистический режим как таковой. 4

     Разные подходы к изучению событий в Украине 1932-1933 гг. вызывают очень сильные политические последствия, которые имеют большое влияние как на украинскую внутреннюю и внешнюю политику. Столкновение политики с историографией не приводит ни к чему хорошему, поскольку политические запросы очень часто сильно влияют на результаты изучений, что можно наблюдать от одной и другой стороны участвующей в дискуссии о голодоморе. Путь действительно научного исследования данной проблематики ведет через максимальное открытие доступа к сохранившимся документам, которые потом можно использовать в обоснованной научной дискуссии. Впрочем, учитывая контекст, тот, кто не хочет слышать и видеть, не увидит и не услышит. Но это уже не проблема научного исследования как такового.
     Принимая во внимание вышесказаное, нужно отдать должное двум изданиям архивных документов, которые вносят существенный вклад в создание научных рамок этой нелегкой дискуссии с сильным политическим подтекстом.
     Первое издание - Голодомор 1932-1933 років в Україні. Документи і матеріали5 включает в себя 681 хронологически выстроенный архивный документ, в котором хорошо отражена деятельность ключевых центральных партийных и государственных органов, органов местной власти, а также корреспонденция высоких государственных и партийных функционеров. Это все дополнено воспоминаниями простых людей. В целом, издание достоверно документирует ход событий 1932-1933 гг.
     Понятно, что тот, кто ожидает публикацию документов в стиле ”будем уничтожать украинцев”, будет разочарован и, естественно, этот факт добавляет ветра парусам противников голодомора как умышленной акции. Отсутствие такого документа – их постоянный аргумент. Но речь идет об относительно слабом аргументе, поскольку таким же обраыом было бы возможно опровергнуть и большой террор в 1936-1938 гг. исходя из отсутствия однозначной инструкции в советских архивах.
     Если окунуться в чтение обнародованных документов и глубже проникнуть в оруэлловский «новояз» советских деятелей, возможно относительно быстро реконструировать механизм целой акции, обозначенной невинным словом “хлебозаготовка”, которое в те годы сталo для украинских сел продолжительным ночным кошмаром.
     Второе издание документов Голодомори в Україні: Одеська область. Дослідження, спогади, документи6 посвящается проблематике голодомора в одной конкретной области, что в свою очередь предоставляет авторам возможность указать детальные данные о количестве умерших, включая имена, дату смерти и ее причины.
     На 150-ти страницах издания документально отражены воспоминания свидетелей периода голодомора, эмоциональный материал большой документальной силы.
     Издание дополнено собранием административных документов, хорошо передающих ситуацию в области в то время. В приложении приведен некий путеводитель по фондам Государственного архива в Одессе, которые имеют прямое отношение к проблематике голодомора.
     В обоих случаях в нашем распоряжении тщательно подготовленные и проработанные издания материалов, которые дополняют друг друга и имеют действительно принципиальное значение для дальнейшего исследования проблематики sine ira et studio. Это единственно возможный путь для исследователя, ведущий как к объективным результатам, так и к ослаблению сильного политического напряжения, которое это исследование сопровождает.
     В конце 2007 года прошла презентация еще одного издания документов7 , в этот раз на основе архивов СБУ8 , в которых хранятся материалы о голодоморе производства ГПУ и НКВД.
     В отличии от двух предыдущих изданий, эта публикация9 в целом была широко прокомментирована. Можно ограничиться констатацией того, что речь идет о материалах, в первую очередь, описывающих сам механизм террора, который без использования данных документов описать сложно.
     Возможности для исследования, которые нам эти материалы предоставляют, продемонстрированы в статье Ю. Шаповала “Значення нововіднайдених документів голодомору в ДПУ-НКВС для глибшого розуміння голоду 1932-1933 років”
     На сайте украинской СБУ http://www.sbu.gov.ua/sbu/control/uk/index можно найти и другую информацию по проблематике голодомора, которой специалисты СБУ интенсивно занимаются. В соответствии с информацией, которая прозвучала в Киеве, они обратились за помощью к российским коллегам.
     Если бы российская сторона откликнулась положительно, это можно было бы считать прорывом. Проблема в том, что большая часть российских историков опровергает аргументы своих украинских коллег, к тому же, официальные органы РФ очень остро реагируют на заявления украинских представителей, касающиеся голодомора. 10 Посмотрим, каким образом ситуация будет развиваться в дальнейшем.
      В любом случае, и без помощи российских архивов, историки делают важные шаги на пути к выяснению причин и последствий голодомора 1932-1933 гг., который погубил миллионы украинцев.


1 Здесь необходимо упомянуть работы Conquest R., Harvest of Sorrow: Societ Collectivization and the Terror-Famine, New York, Oxford University Press, 1987 или исследования Jamese Mace, аннотации работ можно найти на странице: http://www.infoukes.com/history/famine/bibliography/
2 Бур’ян Л.М., Рикун І.Е. Голодомор в Україні. 1932-1933 рр.: Бібліографічний покажчик ОДНБ ім. М. Горького, Ін-т історії України НАН, Фундація українознавчих студій Австралії. – Одеса, 2001. -656с. Часть библиографических данных из этой книги можно найти на странице: http://www.archives.gov.ua
3Приведем хотя бы один пример: The Hoax of the Man-Made Ukraine Famine of 1932-1933 http://www.plp.org
4В современной украинской историографии, которая изучает вопросы голодомора, сбалансированный взгляд на события того времени представляют материалы Станислава Кульчицкого, их часть была собрана в сборнике ”Станислав Кульчицкий. Почему он нас уничтожал?”, Киев 2007. Аннотацию этой работы можно найти на странице: http://www.day.kiev.ua
5Голодомор 1932-1933 років в Україні. Документи і матеріали (опрацював Руслан Пиріг), Київ 2007. -1125 с.
6 Бiлоусова, Л. (науковый редактор), Голодомори в Украiнi: Одеська область Дослiдження, спогади, документи. Одеса 2007. 457c.
7 Розсекречена пам’ять, Київ 2007.
8 Служба безопасности Украины.
9 С ней можно познакомиться на официальной сайте СБУ: http://ssu.kmu.gov.ua
10 Смотри например www.mid.ru

Print version
EMAIL
previous RUSSIA - EU ENERGY RELATION |
Jaroslav Basta
РЕФЛЕКСІЇ УКРАЇНЦЯ НАД ВЛТАВОЮ |
Максим Стріха
next
ARCHIVE
2021  1 2 3 4
2020  1 2 3 4
2019  1 2 3 4
2018  1 2 3 4
2017  1 2 3 4
2016  1 2 3 4
2015  1 2 3 4
2014  1 2 3 4
2013  1 2 3 4
2012  1 2 3 4
2011  1 2 3 4
2010  1 2 3 4
2009  1 2 3 4
2008  1 2 3 4
2007  1 2 3 4
2006  1 2 3 4
2005  1 2 3 4
2004  1 2 3 4
2003  1 2 3 4
2002  1 2 3 4
2001  1 2 3 4

SEARCH

mail
www.jota.cz
RSS
  © 2008-2024
Russkii Vopros
Created by b23
Valid XHTML 1.0 Transitional
Valid CSS 3.0
MORE Russkii Vopros

About us
For authors
UPDATES

Sign up to stay informed.Get on the mailing list.