ISSUE 2-2001
INTERVIEW
Александр Куранов
STUDIES
Александр Чубарьян Vladimir Votapek
RUSSIA AND ...
Tomas Urbanec Татьяна Пархалина
OUR ANALYSES
Петр Вагнер  & Димитрий Белошевский Владлен Сироткин
REVIEW
Николай Хорунжий
APROPOS
Игорь Некрасов
NEW POINT OF VIEW
Ярослав Шимов


Disclaimer: The views and opinions expressed in the articles and/or discussions are those of the respective authors and do not necessarily reflect the official views or positions of the publisher.

TOPlist
APROPOS
НЕКРАСОВСКИЙ ВОПРОС
By Игорь Некрасов | начальник пресс-службы корпорации Росконтракт, Российская Федерация | Issue 2, 2001

«Не надо бы и крылышек,
Кабы нам только хлебушка
По полпуду в день, -
И так бы мы Русь-матушку
Ногами перемеряли!»


Николай Некрасов
Кому на Руси жить хорошо

         Лет двенадцать назад в Праге мне довелось встретиться с паном Ладиславом Коханеком, затеявшим – и весьма успешно, - проект «1000 чехословацких рекордов». Пан Коханек отвечал на вопросы еженедельника «Собеседник» и передавал привет своим московским коллегам из Агентства ПАРИ. Беседа в Москве понравилась как читателям, так и строгим редакторам. Контакты между Прагой и Москвой установились. А недавно в российской столице побывали энергичные, молодые последователи рекордного собирательства и уверенные продолжатели дела Коханека из моравского городка Пелгржимов, организовавшие агентство со светлым названием «Добрый день». Российское агентство ПАРИ постарше, оно возникло в доперестроечно-горбачёвском 1989-м году. У многих советских граждан поначалу столь необычное занятие (а затем и вполне официальная работа) вызвало нескрываемое удивление: для чего, зачем пытаться обнаруживать и измерять самое необычное, поразительное и рекордное?

         На мой же взгляд, такого рода усилия очень напоминают один из вариантов весьма успешного поиска нескромного ответа на вопрос «Кому на Руси жить хорошо». Правда, не на Руси, а все-таки в Соединенных Штатах начиналась история Агентства ПАРИ. Журналист «Комсомольской правды», спешивший на серебристом экспрессе AmTrak из Нью-Йорка в Вашингтон, приобрёл на вокзале последнее американское издание «Книги рекордов Гиннесса». То, что он прочёл, ему не понравилось. Выяснилось, что самой тиражной на тот момент газетой составителями популярного сборника (почти неведомого советским гражданам) считалась японская «Иомиури Симбун» с 14.474.573 ежедневными экземплярами. «А как же «Комсомольская правда» с ее почти 19 миллионами и «Труд» с почти 20-ю?», - воскликнул будущий президент Агентства ПАРИ и издатель «Книги рекордов России». Имя героя – Алексей Свистунов.

         Из майской Америки 1989-го Алексей вернулся с твердым убеждением: России нужна своя книга рекордов. Родилась идея создать и информационное агентство, которое бы собирало и распространяло информацию о поразительных достижениях, сенсациях, курьезах и необычных фактах. Словом, о рекордах, обо всем самом-самом, самом первом и единственном в своем роде. Витающее где-то в предвосхищении чего-то грандиозного, готового кардинально перевернуть жизнь огромной страны (ведь всего через полтора года после желания наградить страну собственными рекордами от Советского Союза не останется и следа) игривое, даже наглое название ПАРИ в первую очередь напоминало спор, соперничество, словом, пари. Аббревиатура оказалась складно-разборной, очень ловкой, уместной, запоминающейся, похожей на кубики: «ПА» - парадоксы, «Р» – рекорды, «И» - информация. Сегодня у «Агентства ПАРИ» множество собственных корреспондентов по всему пространству бывшего СССР (как видим, кое-что от прошлой «географии» всё-таки уцелело). Среди них и авторы национальных Книг рекордов. Собранные сведения выплескиваются на информационные ленты агентства, в «Книгу рекордов России», энциклопедию «Самое первое», «Книгу кинорекордов России», мировую «Книгу пивных рекордов» (именно «Агентству ПАРИ» принадлежит приоритет в «пивных достижениях»: самые лучшие пожелания «Гиннессу»!), мировое издание «Книги рекордов ПАРИ».

  • Алексей, традиционно начну с чрезвычайно уместного в контексте смысла твоей деятельности рифмованного вопроса Николая Некрасова. В его поэме «Кому на Руси жить хорошо» есть такие строчки: «Такой ли спор затеяли, Что думают прохожие – Знать, клад нашли ребятушки…». Двенадцать лет назад ты был журналистом в престижном советском издании, своего рода «белой костью» - международником, много путешествовал, неплохо зарабатывал. И вдруг занялся рекордами. Почему? Какой «клад нашли ребятушки», спросил бы поэт-классик?
  • Что и говорить, более точного сравнения просто не найти. Я, действительно, раскопал клад, который лежал у всей страны под носом. Причем, в отличие от кладов традиционных, этот – бесконечен в своем богатстве. Только не надо спешить думать о деньгах или чем-то подобном. В этом смысле первые годы становления «Агентства ПАРИ» были скорее дорогим хобби, нежели золотой жилой. Тогда выручало лишь одно, - еще не случилась коммерциализации человеческих отношений в нашей стране. Люди отправляли в наше агентство свои досье о самом-самом буквально мешками, музейщики раскапывали в недрах запасников невероятные вещи, о которых мы спешили рассказать всему миру. Как журналист-международник я знал, что во многих странах нашу страну рисовали эдакой «империей Зла», населенной людьми в шапках-ушанках. Никогда не забуду, как вдова Джона Леннона как-то поинтересовалась у меня по поводу… медведей, которые разгуливают по московским дворам. Дескать, не нарваться бы на такого ненароком, будучи в Москве. А в автомобиле из Шереметьево она все время нервозно поглядывала в окно. На мой немой вопрос позже пояснила, что не хотела бы брать грех на душу, - не дай Бог, мол, водитель переедет пьяницу. Последние, по ее сведениям, валяются у нас всюду изобильно прямо посередь проезжей части. И это не просто какой-то там студент или ребенок, а всемирная знаменитость! Увы, глупости имеют особенность размножаться со скоростью кроликов. При этом никто почему-то там не вспоминает, что именно россияне подарили миру телевидение и видео, ядерный реактор и радио, электромузыкальные инструменты и телеграф, вертолет, космическую ракету и даже лампочку накаливания. Да разве все перечислишь! Мой жизненный выбор определил именно профессиональный интерес. Ведь что-то сподвигло некогда французских энциклопедистов взяться за реализацию дорогостоящей и, прямо скажем, малоприбыльной, но достойной идеи – создать большую универсальную энциклопедию знаний. Коллеги-журналисты на меня в тот момент смотрели глазами непонимающими. Журналист-международник, уже сделавший себе имя, впереди – завидная карьера и вдруг – рекорды?! Даже самые блестящие журналисты вынуждены констатировать, что любая суперпопулярная газета - не более чем бабочка. Сенсация, едва скатившись чернильной слезой с пера на газетную полосу, умирает в архивной пыли. Газетная память также коротка, как и жизнь бабочки-однодневки. «Книга рекордов России» же будет с интересом открываться нашими потомками и тогда, когда от нынешней эпохи в памяти человеческой останется только пара слов. Наверное, мой, внешне нелогичный для той эпохи, уход в мир рекордов был предвосхищением будущего, где России предстояло занять совсем другую роль в мировом политическом пасьянсе. Таким образом, я теперь вношу свою лепту в формирование нового взгляда на новую Россию. Взгляда правдивого и заслуженного страной и людьми, ее населяющими.
  • В советском песенном наследии имеются чудесные слова, весьма, кстати, характерные для тех времён, когда счастье под лозунгами осязаемого и не поддававшегося сомнению срока приближения к коммунизму (официально намеченного для встречи и всенародного ликования на 1980-й год) «Догнать и перегнать», которые звучат так: «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена!». Считаешь ли ты, что нашим с тобой соотечественникам свойственна увлекаемая эмоциями и ражем, а не трезвым расчетом, залихватская удаль, альтернативой которой, на мой взгляд, служит кропотливая и усердная работа, предположим, добропорядочных бюргеров? Или же ко всем без исключения народам и национальностям планеты «рекордный вирус» прилипает, в общем и целом, одинаково?
  • Пока жизнь не познакомила меня близко с конкретным изданием «Книги рекордов Гиннесса», я как журналист всюду и всячески ее популяризировал. Возможно даже, более, чем кто-либо. Теперь я твердо уверен, что это было ошибкой. Весь мир помнит российские авиарекорды 30-х годов, рекорды Стахановцев. Слово «рекорд» не сходило со страниц советских газет. Весь мир с восхищением смотрел на дерзновенных русских. Гиннесса тогда еще и в помине не было, даже в пеленках (книга родилась лишь в 1955 году). Пусть меня попробует кто-нибудь убедить, что идею книги рекордов подарила миру не наша страна. «Россия – родина слонов?» В каком-то смысле – да. Я в этой фразе вижу уже не издевку и даже не иронию, а констатацию в переносном смысле особой талантливости нации, круто «замешанной» на стыке Европы и Азии. Горячая, даже где-то отчаянная, азиатская кровь, восточная мудрость, славянская удаль, европейский рационализм. Это все части нашей души. Никого почему-то не удивляет, что в Кремле стоят Царь-пушка и Царь-колокол. Это ли не доказательства того, что все самое-самое любили на Руси испокон веку. Сегодня в мире национальные книги рекордов издаются в нескольких странах: России, Чехии, Польше, Германии, Индии и, что самое интересное, альтернативная Гиннессу – в Великобритании. В США же предпочитают «американизированный» вариант Гиннесса. Есть, очевидно, нации более плодовитые на достижения, есть – менее. Так что, про «вирус» – может быть, в каком-то смысле, и правда…
  • Затронув тему российских регионов, не могу не полюбопытствовать достижениями «Книги рекордов России» на поприще экспансии твоих затей. Имеются ли у тебя достойные подражания особо «продвинутые» в курьезах и сверхрекордах области или края одной седьмой планеты, как теперь называют Россию?
  • За свежими примерами далеко ходить не надо. Только что, 15 ноября 2001 года, в Вологде зерновой корпорацией «ОГО» был представлен новый рекорд России и мира – самая большая связка из 55 бубликов, общи весом 440 килограммов. Рекорд был посвящен рекордному же урожаю хлеба в стране. Этой осенью во Владивостоке была изготовлена самая длинная в мире фотография – аж на 68 метров! Из Омска рапортовали о завершении первой российской кругосветной экспедиции на яхте с пересечением всех 24 часовых поясов! Я уверен, каждой области, району и городу страны есть, чем похвастаться. Жаль, что еще не все знают о такой возможности. Мы призываем отбросить ложный стыд и скромность и срочно рассказать нам обо всем самом-самом в своих краях! Причем, многие забывают, что для нас важен не только мировой рекорд. Это вполне может быть достижение российского масштаба, то есть рекорд страны. Мировые достижения - в заоблачных далях, но так ли это порой важно? Ведь, скажем, известно, что популярный спортсмен прославлен не только и не сколько своими Олимпийскими и мировыми медалями, но, прежде всего, национальными достижениями, где, собственно, и живут его болельщики. Как не стоит выделять любимых детей в семье, так и не стоит, пожалуй, выделять рекордно продвинутые регионы. Мы хотим дать шанс всем.
  • В чудесном отечественном мультипликационном фильме под названием «Золотая антилопа» явно отрицательный персонаж - жадный и беспощадный индийский раджа - сокрушается о том, что у него, в отличие от могущественных соседей, нет никакой диковинки: ни способной беседовать с животными супруги, ни летающего деревянного коня. Попытка завладеть трепетной антилопой, удар копытца которой выбивает целые горсти золотых монет, закончилась для раджи плачевно. Обращают ли внимание региональные органы власти на твои способности опытного промоутера, умеющего «раскручивать» затейливые проекты? Отчего бы российским региональным лидерам не попытаться, скажем так, «внедриться» с заслуживающими восторгов, а не липовыми достижениями в «Книгу рекордов России»?
  • Мысль, прямо скажем, очевидная в своей правильности. Регионы зачастую «засвечиваются» на отечественных газетных полосах и лентах мировых агентств либо в связи с очередным губернаторско-прокурорским скандалом, упавшим с небес самолетом или страшным маньяком-убийцей. Престижнее и приятнее предстать в ореоле славы рядом с достижением, о котором заговорят не только в Москве сегодняшней, но и просто потомки. Так может уже пора «сквозь грохот пушек» услышать прекрасную музыку? Музы уже заждались. Я бы сделал критерием на любых выборах строчки, а что ты сделал в жизни «самого-самого» или, по крайне мере, собираешься сделать (это на заметку главе Центральной избирательной комиссии)? В конце концов, человека входящего во власть, нужно «измерять» по его достижениям, а не его словам. Задумайтесь господа мэры, губернаторы и депутаты нынешние и грядущие! Двери «Агентства ПАРИ» и «Книги рекордов России» для вас открыты.
  • Как ты думаешь, было бы уместным формирование некоего общественного движения или даже политического альянса этаких «рекордсменов России», раздвигающих собой какие-то рамки, дробящих барьеры и не терпящих стесняющих их рамок? И могло бы такое объединение претендовать на то, чтобы его представители отстаивали интересы коллег, допустим, в Государственной Думе?
  • Партия ПАРИ? А почему бы и нет! Объединить всех, кто хочет сделать или уже делает Россию «самой-самой», - это тоже достижение. Так или иначе, но лицо страны – это, прежде всего, талантливый ученый, интересный писатель, упорный спортсмен, популярный певец. Отдельные творческие личности прорываются во власть, как, например, тот же режиссёр и актёр, а также в недавнем прошлом министр культуры, Николай Губенко. Но, зачастую, в ущерб тому же творчеству. И так же быстро эти люди из властной системы выпадают. Потому что это не их среда. Вместо единомышленников вокруг, в лучшем случае, политические люди-компромиссы. Вот если бы появилась партия рекордсменов, объединяющая людей исключительно по их реальному вкладу в прославление России… Что ж, ловлю тебя на слове.
  • Завершить нашу беседу позволь строчками Николая Некрасова. Устами своих семерых героев-мужиков, отправившихся в малопривлекательное и, судя по всему, безрадостное путешествие по губерниям нашей с тобой, Алексей, Родины, он пытается разведать какие-то таинственные симптомы: «Посмотрим, поразведаем, Попросим – и дознаемся: Кому живется счастливо, Вольготно на Руси?». Кому же, Алексей, живётся хорошо и вольготно в нынешней, окружающей нас и удивляющей не только рекордами России?
  • Хорошо – понятие субъективное. Еще Шекспир сказал, что в мире нет ничего плохого и хорошего, все для себя определяет человек. Памятуя, «что русскому – хорошо, то немцу – смерть», скажу, что всеобщего хорошо быть просто не может. Удивительно, но я все же точно знаю, кому на Руси жить хорошо. Рекордсменам. Людям, делающим свое дело зачастую не «благодаря», а «вопреки» обстоятельствам. Им хорошо, когда удается доказать, себе и природе, что сила духа человеческого, поистине, беспредельна. Им хорошо, когда в их лице гордятся нашей страной, то есть Россией. Счастье не в объеме того, чем обладаешь, а в умении это ценить. Рекордсмены – это те люди, которые умеют по-настоящему жить, зная цену жизни. И это хорошо!

 

Print version
EMAIL
previous Что видит Игорь Некрасов? - What does Igor Nekrasov see?
ОТПЕТЫЙ МИРОТВОРЕЦ
|
Россия как необходимость. Повторит ли Российская Федерация судьбу Австро-Венгерской монархии? |
Ярослав Шимов
next
ARCHIVE
2021  1 2 3 4
2020  1 2 3 4
2019  1 2 3 4
2018  1 2 3 4
2017  1 2 3 4
2016  1 2 3 4
2015  1 2 3 4
2014  1 2 3 4
2013  1 2 3 4
2012  1 2 3 4
2011  1 2 3 4
2010  1 2 3 4
2009  1 2 3 4
2008  1 2 3 4
2007  1 2 3 4
2006  1 2 3 4
2005  1 2 3 4
2004  1 2 3 4
2003  1 2 3 4
2002  1 2 3 4
2001  1 2 3 4

SEARCH

mail
www.jota.cz
RSS
  © 2008-2024
Russkii Vopros
Created by b23
Valid XHTML 1.0 Transitional
Valid CSS 3.0
MORE Russkii Vopros

About us
For authors
UPDATES

Sign up to stay informed.Get on the mailing list.