ISSUE 2-2003
INTERVIEW
Tomas Urbanec
STUDIES
Дмитрий Ольшанский Елена Киселева Владимир Воронов Михаил Пашков  & Валерий Чалый
RUSSIA AND KOREA
Евгений Сергеев Владимир Альтов
OUR ANALYSES
Олег Панфилов
REVIEW
Ярослав Шимов
APROPOS


Disclaimer: The views and opinions expressed in the articles and/or discussions are those of the respective authors and do not necessarily reflect the official views or positions of the publisher.

TOPlist
APROPOS
НЕКРАСОВСКИЙ ВОПРОС - NEKRASOV'S QUESTION
ISSUE 2, 2003

     В большевистское время советские люди отправляли письма (по преимуществу с жалобами) тёзке нынешнего президента - также дипломированному юристу - Владимиру Ульянову-Ленину даже после смерти «вождя мирового пролетариата». Адресом указывался мавзолей на Красной площади. Обращались к Ленину с самыми будничными, рядовыми просьбами. Сегодня несть числа вопросам и пожеланиям живому главе государства. О чём только не просят у Путина соотечественники – от установки новогодних ёлок на центральных площадях до координации коллективных усилий по борьбе с вороватыми властями. Рапортуют о том, что в городах и весях ткут ковры с изображением Путина, отливают бюсты российского президента, проводят школьные конкурсы сочинений «Напиши письмо президенту» или «Мама, я хочу быть президентом». Именем Путина называют мороженое и коктейли, президентские губы побеждают в конкурсах «самых желанных губ России», а в пенитенциарных учреждениях даже наносятся татуировки с путинским профилем. В день пятидесятилетия на имя Путина поступило около ста тридцати тысяч письменных поздравлений.
     Говорят, в первые годы президентства Путина носилась идея назвать какой-нибудь из найденных в Якутии крупных алмазов «Владимиром». С задачей почти справились, однако сияющий «кандидат» оказался дефективным - с крохотным пятнышком. Специалисты оценивают алмазы по 14 тысячам позиций. На пристрастный вердикт ювелиров влияют, к примеру, цвет, прозрачность, размеры, наличие трещин драгоценных камней, как и многое другое. За три года управления Россией Владимира Путина и пристрастные политические эксперты, и рядовые граждане, наверное, уже сумели составить некоторое представление о первом лице России.

     Сегодня собеседник «Русского вопроса» – директор ПИР-центра Владимир Орлов. О своей организации он расскажет сам.

     ПИР - это не «питание и развлечения», или что-то в таком роде. Может быть, интеллектуальные развлечения: «Блажен, кто посетил сей мир// В его минуты роковые// Его призвали Всеблагие// Как собеседника на пир». Мои коллеги и я - а в институте работает около тридцати человек – «собеседуем» по проблемам безопасности. Преимущественно - международной. И если вызовы безопасности как-то связаны с Россией, ее интересами. Занимаемся проблемами нераспространения оружия массового уничтожения, сокращения вооружений, предотвращения терроризма... ПИР-Центр - негосударственная организация. У нас нет каких-то сформированных позиций по исследуемым проблемам: сколько людей - столько и мнений. Поэтому все, что скажу дальше - только мое, не-пировское. Кстати, "Путин как проблема безопасности", - такой темы исследований у нас нет.

     Во время ставших традиционными телемостов с президентом бойкие ведущие статусных государственных телеканалов напоминают о том, самая современная техника едва справляется с вопросами россиян Владимиру Путину. Что, по Вашему мнению, означает приобретающее массовые черты стремление к «прямому контакту» с президентом? И еще – о чём бы Вы попросили Путина напрямую, представься Вам такая возможность?

     Это пройдет. Постепенно, очень не скоро, но пройдет. В этой «всенародной любви», конечно, много и чистой воды пиара. Но еще больше: традиции, что «царь» владеет секретом некоей «высшей мудрости», и иногда ею делится; и что «царь» поможет и пенсию повысить, и новогоднюю елку где-то на Амуре заменить с искусственной на настоящую. Понятие «общественное самоуправление» пока не работает. Так же и обвинить «царя» проще во всех грехах: и что по подъезду бегают хулиганы, и что все кругом замусорено... куда проще, чем собраться и навести порядок в подъезде, у дома...
     А просить мне у президента нечего. Надеюсь на себя, а не на президента. Другое дело, что с таким президентом мне проще надеяться на себя; он предсказуемее, понятней.

     Джордж Буш называет Владимира Путина запросто - «Пути-Путу». У политологов имеюся другие прозвища: «парашютист», «тефлоновый политик», «конспиратор», «чекист». Бытует мнение, что Владимир Путин так и не сумел стать самостоятельным, не выпрыгнул, даже будучи «парашютистом», из аббревиатуры «и.о» несмотря на то, что от бюрократического звания «исполняющего обязанности» до техасского прозвища, получить которое из уст хозяина Белого дома довелось считанным мировым политикам, Путин добрался в рекордно короткие сроки. Каких эпитетов мог бы быть удостоен российский президент начала третьего тысячелетия в учебниках по современной истории России, изучать которую начнут дети тех школьников, которые сегодня пишут сочинения на «путинские темы»?

     Не надо многих страниц. Достаточно нескольких строк. Но так как президентство его еще далеко не закончилось, пока из этих строк у меня есть только одно слово: «стабилизатор»... а дальше может выйти разный «стабилизец»: как со знаком плюс, так и со знаком минус. На расстоянии, правда, будет виднее.

     Выйдя на работу в Кремль в качестве президента, Путин поставил самую первую резолюцию на записке о необходимости программы «по формированию толерантного сознания», нацеленной на то, чтобы россияне относились с пониманием к иностранным конкурентам. Он написал «Согласен», и подставил подпись. Какие, допустим, три документа представляются для Вас самыми важными из подписанных Путиным за его более чем тысячу суток на президентском посту?

     Нет таких. Идет рутинная, без сенсаций и дерготни, работа по их подготовке. А появиться они должны в самом начале его второго президентства. Появятся? В каком виде? Вот тогда и будем судить, весной 2004-го.
     А из путинских текстов мне больше интересны не документы-монологи, а диалоги, причем наиболее любопытный для меня - до сих пор - это диалоги Владимира Путина с Наташей Геворкян и Андреем Колесниковым «От первого лица». Еще накануне президентства.

     Защитники из организации Greenpeace весной 2003 года заказали серию из 600 колод игральных карт, приурочив их выпуск к майской Женевской конференции, посвященной договору о нераспространении ядерного оружия 1968 года. Одним из четырех тузов оказался Владимир Путин, а также его американский коллега, британский премьер и французский президент. Портрет российского президента снабжен подписью с указанием ядерного потенциала России. Сохранит ли Владимир Путин и, следовательно, Россия свой «козырной» ядерный статус в обозримом будущем? И каким оно может оказаться – это ядерное будущее России?

     Ну очень серьезный вопрос... Мы сохраним свой статус ядерной державы, по крайней мере - правильно в вопросе – «в обозримом будущем». Это уже не предмет для дискуссии. Это решено, это ясно. Каков будет этот арсенал? Я бы выступал за дальнейшую минимизацию стратегических ядерных сил: иметь лишь столько, сколько минимально достаточно для сдерживания потенциальных противников. То есть несколько сот единиц. Другое дело, что к таким сокращениям надо идти постепенно, может быть, десятилетиями. Но теперь уже можно идти и в одиночку, не оглядываясь на американцев.
     Думаю, потребуется сокращение тактического ядерного оружия - и потому, что истекают его гарантийные сроки, и потому, что его труднее гарантированно защитить от несанкционированного доступа - то есть от террористов.
Нам надо развивать высокоточное оружие без ядерного оснащения, сохраняя скромные запасы «статусного» ядерного оружия.
     И нам ни на минуту не надо забывать о безопасном и надежном хранении имеющихся ядерных боеприпасов и ядерных материалов оружейного качества. К сожалению, как бы мне ни хотелось списать все сценарии похищения ядерных материалов или даже боеприпаса на «голливудские выдумки», - к сожалению, такие сценарии все еще не исключены, особенно с учетом повышения профессионализма, слаженности и финансовой мощи международных террористических организаций.

     Еще один тёзка Путина – на этот раз «полный» - и к тому же земляк российского президента Владимир Владимирович Набоков настаивал на том, что «портреты главы правительства своими размерами не должны превышать почтовую марку». Отличается ли современная власть, включая первое лицо, такими манерами, которыми бы вполне удовлетворился маститый литератор, отец которого, как хорошо известно, был членом Временного правительства?

     Маститый литератор Владимир Владимирович как-то заметил: «свет в конце туннеля оказался всего-навсего окошком тюремного надзирателя» (цитирую вольно, по памяти). Вот этого не хотелось бы. А остальное как-нибудь переживем. В конце концов, марки ли, бабочки ли - это к коллекционерам.

     Весной 2001 года состоялся довольно успешный официальный визит Владимира Путина во Вьетнам. В Ханое российский президент прикоснулся к священной каменной черепахе, исполняющей желания. Мы, конечно, никогда не узнаем его секретов, но позволить себе нечто подобное можем и без восточных суеверий. Что бы Вы хотели пожелать нынешнему хозяину Кремля?

     Вот «черепашистости» и пожелать. Пусть поспешает не торопясь. Никаких галопов, никаких ускорений, никаких рывков, как бы ни соблазняли. Пока у него это неплохо получается, но соблазнов пришпорить черепаху много.

     В июне 2002 года Владимир Путин отчитывал правительство, предприняв попытку ответить на вопрос поэта Некрасова: «Кому на Руси жить хорошо? Ответ будет не очень радостным для нас». Можно ли предположить, что за прошедший год поводов для радости – или хотя бы для радостного ответа – у президента, членов кабинета министров, а также простых жителей России стало ненамного больше?

     Строго по статистике, жить стало лучше, жить стало веселее. Но дело не в статистике - тем более что, вероятно, она просто немного «выбелилась» за прошедший год, вот и все. Пока все очень непрочно: сегодня «урожайка» - завтра «неурожайка». По-прежнему зависим от нефти, газа. Какая радость может быть от того, что, вот, зависим от экспорта сырья и прошедший год оказался тут «урожайным»? Это скорее везение, чем закономерность. Ключевые проблемы пока не решены: разве что налоговая реформа началась, в правильном направлении, но очень сбивчиво, путано. Далее - нет ни военной реформы, ни аграрной, ни реформы ЖКХ... Все это где-то пунктиром намечено. И при самом благоприятном раскладе (опять же: рывков тоже не надо!) вот те самые «дети нынешних школьников», про которых был вопрос раньше, и должны будут радоваться, - а точнее просто нормально жить, а президент тогда будет "размером с почтовую марку". Жаль только, жить в эту пору...

Print version
EMAIL
previous ЧТО ВИДИТ ВАЦЛАВ ПРАВДА? WHAT DOES VACLAV PRAVDA SEE?
PRESIDENT PUTIN’S THREE YEARS IN OFFICE, AND RUSSIAN PUBLIC OPINION
|
PUTIN’S POWER – WHERE DOES IT COME FROM? |
Tomas Urbanec
next
ARCHIVE
2021  1 2 3 4
2020  1 2 3 4
2019  1 2 3 4
2018  1 2 3 4
2017  1 2 3 4
2016  1 2 3 4
2015  1 2 3 4
2014  1 2 3 4
2013  1 2 3 4
2012  1 2 3 4
2011  1 2 3 4
2010  1 2 3 4
2009  1 2 3 4
2008  1 2 3 4
2007  1 2 3 4
2006  1 2 3 4
2005  1 2 3 4
2004  1 2 3 4
2003  1 2 3 4
2002  1 2 3 4
2001  1 2 3 4

SEARCH

mail
www.jota.cz
RSS
  © 2008-2024
Russkii Vopros
Created by b23
Valid XHTML 1.0 Transitional
Valid CSS 3.0
MORE Russkii Vopros

About us
For authors
UPDATES

Sign up to stay informed.Get on the mailing list.