ISSUE 1-2009
INTERVIEW
Lubos Vesely
STUDIES
Ростислав Павленко Игорь Яковенко Юрий Дракохруст
RUSSIA AND CIS
Владимир Дмитренко
OUR ANALYSES
Виктор Коган-Ясный Pavel Venzera
REVIEW
Вацлав Рамбоусек
APROPOS
Сергей Танев Наталья Ярцева


Disclaimer: The views and opinions expressed in the articles and/or discussions are those of the respective authors and do not necessarily reflect the official views or positions of the publisher.

TOPlist
STUDIES
ЗАГАДКИ КРИЗИСА ЗАГАДОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
By Юрий Дракохруст | журналист, Беларусь | Issue 1, 2009

     «У нас кризиса нет» - это утверждение белорусский лидер Александр Лукашенко в последние месяцы повторял, как мантру. Однако представляется, что это повторение – своеобразная магическая практика: если не называть беду по имени, то ее вроде бы и нет, это не порождает панику, которая способна еще больше усугубить кризис.
     В то же время слова президента содержат и зерно истины. Белорусская экономическая модель выглядела довольно экзотично на общем постсоветском фоне, не менее экзотичны и формы протекания кризиса в ней, его в известной степени нет в том смысле, в которой он есть у других. Но это не значит, что его нет вообще. Обратимся к некоторым цифрам.
     Беларусь закончила 2008 год с довольно приличными показателями – ВВП составил в эквиваленте 58.5 млрд. долларов (128.8 трлн. рублей в текущих ценах) и вырос по сравнению с 2007 годом на 10%. Годовая инфляция составила 13.3%.
     Что удивительно, так это то, что и в 2009 году согласно официальным данным экономика продолжала расти. Беларусь оказалась чемпионом по росту промышленного производства – рост в январе на 1.2% , во всех остальных странах СНГ, кроме Азербайджана, где был зафиксирован рост в 0.5%, промышленное производство в первый месяц года сократилось, во многих странах Содружества – драматически: в России – на 16%, в Молдове – на четверть, на Украине – более чем на треть. Та же тенденция наблюдалась и в динамике ВВП: в январе 2009 года в Беларуси он вырос на 4.2%, в Киргизстане – на 3.7%, в Таджикистане – на 3.5%, в остальных странах СНГ он снизился, в частности, в России на 12.5%, украинский Госкомстат не публиковал данные по январскому ВВП, однако по оценкам экономистов падение составило около 20%.
     Может, и правда белорусскую экономику кризис обошел стороной? При этом стоит заметить, что рост в Беларуси не был достигнут ценой запредельно высокой инфляции, в январе индекс потребительских цен составил 4.1%. Это много, это в 4 раза больше, чем среднемесячная инфляция в прошлом году. Однако в России за первый месяц года инфляция составила 2.4%, на Украине - 2.9%. Разница в 1-2 процентных пункта инфляции не объясняет скромный рост в одной стране, и драматическое падение в двух других.
     Можно предположить, что решение загадки устойчивости белорусской экономики лежит в сфере финансов, внешней торговли или курсовой политики.
     В 2008 году Беларусь экспортировала товаров и услуг на 37.3 млрд. долларов (63.7% ВВП), импортировала – на 41.7 млрд. долларов, отрицательное сальдо – 4.4 млрд. долларов (7.5% ВВП). В январе текущего года дибаланс внешней торговли продолжал расти – отрицательное сальдо за месяц составило 443.2 млн. долларов. При этом весьма заметно упал экспорт, в сравнении с январем 2008 года он сократился почти вдвое (на 45.4%), экспорт в Россию – самого крупного внешнеторгового партнера Беларуси, сократился на 50.1%.
     Но, например, в соседней Украине сальдо внешней торговли товарами и услугами по 2008 году составило -13.5 млрд. долларов (7.1% ВВП). В январе 2009 года по сравнению с январем 2008 экспорт на Украине сократился на 32.7% (импорт – на 50.7%).  
     Сравнение результатов внешней торговли двух стран за 2008 год мало что объясняет (сальдо как доля от ВВП почти одинаковое), а результаты первого месяца текущего года делает загадку еще более загадочной: в Беларуси рост ВВП сопровождается более значительным падением экспорта, чем на Украине, где ВВП падает.
     Что касается курса белорусского рубля по отношению к доллару, то в 2009 году Беларусь стала лидером среди стран бывшего СССР по темпам обесценивания национальной валюты. Белорусы 2 января получили «новогодний подарок» в виде одномоментной 20-процентной девальвации рубля. Это вызвало очень болезненную реакцию населения и породило ажиотажный спрос на иностранную валюту, в результате чего за 2 месяца рубль по отношению к доллару обесценился почти на 30% (с 2200 до 2858 рублей). В России за то же время рубль обесценился на 21.6%, в Латвии – на 11.7%, в Литве – на 10.8%, на Украине курс за два месяца года не изменился. Однако если посмотреть динамику курсов на более широком временном интервале, то она представляется иной.
     За 2008 год украинская гривна была девальвирована по отношению к доллару на 52.5%, в России рубль за 2008 год обесценился по отношению к доллару на 19.7%, причем львиная доля обеих девальваций пришлась на октябрь-декабрь минувшего года. В то же время белорусский рубль в течение 2008 года подешевел относительно доллара всего на 2.3%. Таким образом, с января 2008 года по март 2009 года белорусский рубль по отношению к доллару обесценился на треть, российский рубль – на 45%, украинская гривна – более чем наполовину.
     Удержание курса стоило Беларуси существенной потери золотовалютных резервов. За 2008 год они сократились на 26.8%, составив на 1 января 2009 года 3.061 млрд. долларов (исчисление по стандарту МВФ). При этом почти половину этих резервов составили полученный в ноябре 2008 года российский кредит в 1 млрд. долларов и полученный в декабре венесуэльский кредит в 500 млн. долларов. Девальвация 2 января 2009 года и последующий ажиотажный спрос на иностранную валюту привели к тому, что Национальный банк продолжал терять резервы. Беларуси был выделен кредит МВФ в размере 2.46 млрд. долларов, первая его транша – 788 млн. долларов поступила 14 января. Однако, несмотря на это, за первые два месяца года резервы выросли всего на 265.8 млн. долларов. На Украине в январе-феврале 2009 года международные резервы снизились на 9%, а с октября 2008 года – начала кризиса на финансовом рынке Украины – на 26%.
     Разумеется, динамику золотовалютных резервов скрадывают кредиты, лихорадочно набираемые странами в этот кризисный период. Однако их поступление – объективная реальность. С этой точки зрения ситуация в двух странах похожая – обе они потеряли сопоставимые доли своих резервов.
     Возвращаясь к оценкам ВВП, стоит отметить, что по мнению некоторых экономистов удивительный рост – не столько результат работы экономики, сколько известное лукавство отечественной статистики. По оценке независимого экономиста Александра Чубрика данные о росте ВВП в 2009 году основаны на некорректном исчислении дефлятора ВВП, при правильном подсчете, утверждает Чубрик, получается не рост на 4.2%, а падение ВВП на 5%.
     Сомнения в белорусской экономической статистике выразил недавно и сам премьер-министр страны Сергей Сидорский. Во время правительственного совещания он назвал доклад министра труда «гламурным» и заявил: «Половина предприятий уже перешла на сокращенную неделю, а министр труда ничего не видит, у него безработица 1%».
     Мнение премьера косвенно подтвердил и НИИ министерства экономики, посчитав уровень безработицы по методике Международной организации труда и получив цифру 4.8% от экономически активного населения.
    В России по официальным данным на конец января 2009 года безработица охватила 8.1% трудоспособного населения, на Украине – 3.2%.
     Впервые за довольно продолжительный период средняя зарплата в Беларуси в январе 2009 года по сравнению с декабрем 2008 года уменьшилась и в реальном (на 11.7%) и даже в номинальном исчислении (на 8.1%). Но и здесь Беларусь не очень отличается от соседей: в России в первом месяце года номинальная зарплата снизилась на четверть, реальная – на 6.7%, на Украине номинальная зарплата уменьшилась на 16.8%.
     Однако если даже принять точку зрения критиков официальной белорусской статистики, все равно получается, что если рост экономики довольно сомнителен, то падение – менее значительное, чем у соседей.
     Но еще один показатель, предоставляемый именно официальной статистикой, проливает некоторый свет на природу загадки. Согласно данным Белстата на 1 января 2009 объем складских запасов составил 61% к среднемесячному объему производства. А всего через месяц – на 1 февраля 2009 – этот показатель составил 84.6%. В некоторых отраслях – лесной, деревообрабатывающей, пищевой промышленности запасы готовой продукции составляют месячный запас производства, а машиностроении и металлообработке – полуторамесячный.
   Такой макропоказатель вообще отсутствует в соседских экономиках. И эта ситуация очень хорошо корреспондируется с данными ЕБРР по региону: доля частного сектора в производстве ВВП составляет в Польше и Литве 75%, в России и Украине – 65%, в Латвии – 70%, в Беларуси – всего 25% !
     В этом, возможно, ключ к объяснению белорусской загадки, если еще добавить то соображение, что белорусская экономика – не только огосударствленная и дирижистская, но, несмотря на открытый характер (экспорт составляет 63% ВВП), в малой степени включенная в мировой финансовый рынок.
     Поэтому реакция белорусской экономики на импульсы мирового кризиса, во-первых, содержит временной лаг – как мы видели выше, и снижение ВВП, и падение валютного курса в Беларуси происходят позже, чем в соседних странах, а во-вторых, некоторые реакции экономики достаточно экзотичны, соседи в ответ на кризис снижают производство, белорусская же экономика отвечает образованием запасов нереализованной продукции.
    Трудно сказать, в какой степени эти особенности белорусской экономики повлияют на дальнейшее развитие. Согласно либеральной парадигме, дирижистская экономика рано или поздно обречена на крушение. Но, во-первых, парадигма ничего не говорит о том, как скоро это произойдет – либеральные белорусские экономисты предрекали скорый крах существующей экономической модели все последние 14 лет. Во-вторых, даже если принять гипотезу об обреченности подобной экономической модели в перспективе, из этого не следует, что она более уязвима перед кризисом именно такого типа, который сейчас переживает весь мир.
    Приведенные выше сравнительные макроэкономические показатели не свидетельствуют о том, что положение Беларуси хуже, чем России и Украины, что оно было худшим в какой-либо момент мирового кризиса, начиная с октября минувшего года, или что можно с уверенностью утверждать, будто оно станет худшим через какое-то время. Не исключено, что именно более примитивный, т.е. менее структурированный характер белорусской экономики позволит ей легче выдержать шок кризиса – народное хозяйство, в котором по существу отсутствует, скажем, фондовый рынок, застраховано от его краха.
     Правда, именно сейчас белорусская власть объявляет о намерении либерализовать экономику. Пока эти заявления остаются в основном на уровне деклараций, однако при этом трудно сказать, в какой мере эта смена экономической политики является удачной именно в разгар кризиса, если это действительно смена, а не сооружение «потемкинских деревень» для облегчения получения кредитов от международных финансовых институтов.
     Вряд ли кто-то сейчас знает рецепт, как преодолеть кризис или хотя бы сделать его менее болезненным. Очевидно, что он не миновал и Беларусь. Представляется также, что особенности белорусской экономической модели, отличающие ее от соседей, не очень повлияли на характер кризиса в этой стране, по крайней мере пока.
Возможно, в перспективе эти особенности и скажутся, но ведь «в долгосрочной перспективе все мы покойники», как говаривал Джон Мейнард Кейнс, чьи рецепты помогли миру выйти из Великой депресии 30-х годов.

 

     

 

 

Print version
EMAIL
previous КРИЗИС И ДЕМОКРАТИЯ В РОССИИ |
Игорь Яковенко
РОЛЬ РОССИИ В „БЛИЖНЕМ ЗАРУБЕЖЬЕ“ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО КРИЗИСА СГУЩЕНЬЕ КРАСОК ИЛИ ЖЕСТОКАЯ ПРАВДА? |
Владимир Дмитренко
next
ARCHIVE
2021  1 2 3 4
2020  1 2 3 4
2019  1 2 3 4
2018  1 2 3 4
2017  1 2 3 4
2016  1 2 3 4
2015  1 2 3 4
2014  1 2 3 4
2013  1 2 3 4
2012  1 2 3 4
2011  1 2 3 4
2010  1 2 3 4
2009  1 2 3 4
2008  1 2 3 4
2007  1 2 3 4
2006  1 2 3 4
2005  1 2 3 4
2004  1 2 3 4
2003  1 2 3 4
2002  1 2 3 4
2001  1 2 3 4

SEARCH

mail
www.jota.cz
RSS
  © 2008-2024
Russkii Vopros
Created by b23
Valid XHTML 1.0 Transitional
Valid CSS 3.0
MORE Russkii Vopros

About us
For authors
UPDATES

Sign up to stay informed.Get on the mailing list.