ISSUE 1-2018
INTERVIEW
STUDIES
Valentina Lyulya Roman Temnikov Bogdana Kostyuk Iliya Kusa
OUR ANALYSES
Aydyn Balaev
REVIEW
Veronika Ryantova
APROPOS
Aleksandr Morozov


Disclaimer: The views and opinions expressed in the articles and/or discussions are those of the respective authors and do not necessarily reflect the official views or positions of the publisher.

TOPlist
STUDIES
(РЕ)ИНТЕГРАЦИЯ (НЕ)ВОЗМОЖНА
By Bogdana Kostyuk | Journalist, Ukraine | Issue 1, 2018

20 февраля 2018 года, в четвертую годовщину расстрела Небесной Сотни и в четвертую годовщину начала гибридной войны России против Украины, Президент Петро Порошенко подписал закон «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины». Этот закон украинский парламент разрабатывал при участии специалистов из Администрации Президента, правозащитного сообщества, аналитических центров: в перерыве между первым и вторым чтением в документ было внесено более полутысячи правок и уточнений. [1]

В Украине Закон называют коротко – о реинтеграции Донбасса, то есть, временно неподконтрольных Киеву территорий Донецкой и Луганской областей, где при поддержке России были провозглашены фейковые «народные республики». Принятие нового закона, с одной стороны, дает механизмы возвращения этих районов Донбасса под контроль Украины, а с другой – заставляет многих искать ответ на вопрос, который не укладывается в правовые рамки: украинцы, мы хотим вернуть людей или территории? Мы хотим, чтобы Россия ушла с территории востока Украины, прихватив с собой оружие и местных любителей «русского мира», или мы готовы бороться за умы местных жителей и поддерживать восстановление инфраструктуры Донбасса и модернизацию его экономики?

Люди или территории?

На временно оккупированной территории Донецкой и Луганской областей проживают около 4 миллионов человек. Фактически все они – граждане Украины. При этом не все из них любят или уважают Украину, не все из них хотя бы лояльны к Украине. Но дело не только в кремлевской пропаганде или исторических симпатиях людей, проживающих на Донбассе, – дело еще и в отсутствии у центральной украинской власти стратегии развития этого региона, фактически отданного в «гангстерские» 1990-тые годы на откуп олигархам. При Советской власти на Донбассе строили сначала предприятие или шахту, а потом вокруг нее вырастал населенный пункт, который заселяли работники этого предприятия, не всегда украинцы, часто – приезжие из других регионов СССР. Да, украинские язык и культура сохранились и до сих пор существуют в сельской местности, но промышленные города Донбасса могут служить образцом марксистско-ленинского пролетарского интернационализма, а те чиновники, политики и криминальные структуры, кто воспользовался развалом СССР и «по дешевке» приватизировал шахты и промышленные предприятия, вполне могут служить примером современных феодалов. Многие предприятия были доведены до банкротства и разобраны на металлолом, другие работали и продолжают работать на оборудовании, поставленном после Второй мировой войны. Вспоминает журналист из Донецка Александр Д. (в целях безопасности коллеги фамилию не называю): «Все зависит от владельца, не имеет значения, это государство или частник: модернизация предприятий и улучшение условий работы шахтеров и рабочих не были в центре внимания, главное было – побольше продукции «выжать» при минимальных затратах».

Кстати, пришедшие на Донбасс на российских танках «руководители» «экономики» «народных республик» тоже не особо утруждаются вопросами безопасности труда своих работников: зарплаты не выдают месяцами, по данным информационно-аналитического центра «Информационное сопротивление», на нескольких шахтах в г. Горловка служащие несколько раз проводили пикеты, требуя зарплату. А когда из предприятия нечего «выкачать», его просто разбирают на металл и продают, уволенные же рабочие либо выезжают на заработки в Россию или на подконтрольную Украине территорию, либо сидят дома и перебиваются случайными заработками. Есть и те, кто берет в руки оружие и идет в «республиканскую армию»: какая-никакая, а зарплата. Вот только стрелять этим людям приходится в бойцов украинской армии, если уж доходит до участия в боевых действиях. «Идейных бойцов, кто ненавидит Украину, на оккупированной части Донбасса хватает, но и тех, кто ждет возвращения под юрисдикцию Украины, тоже немало, хотя большинство населения аполитичны и живут днем сегодняшним, - людям надо выживать», - говорит Александр Д.

Война за умы

Но бороться за них украинскому государству придется, считают аналитики. Так, специалист «Центра исследования проблем гражданского общества» Мария Кучеренко считает: «Давайте, наконец, поймем: там, за линией разграничения, тоже наши люди: да, «отравленные российской пропагандой, да, ностальгирующие по временам СССР, когда их регион был таким важным для всего огромного Союза. Но они на сегодня граждане Украины, потому правительство и общество должны их вернуть в украинское социальное и информационное поле». Министерство информационной политики реализует программу по восстановлению вещания украинских теле- и радиоканалов на Донбассе, на сегодня производятся технические работы по воссозданию вышек для передачи сигнала. Благодаря журналистам и волонтерам, «на ту сторону» уже вещают маленькие радиостанции , созданные по волонтерской инициативе поблизости линии разграничения противостоящих сил (чаще всего, студия, где запускают программы, размещается в обычной квартире или вообще в джипе, курсирующем вдоль линии разграничения).

Надо бороться и за тех, кто стоит на блокпостах боевиков с оружием в руках, но не стреляет из него; за детей и молодежь, оказавшуюся в плену российской пропаганды, за разуверившихся во всех властях стариков. «Донбасс необходимо вернуть в экономическое, правовое, культурное и информационное поле Украины. Понятно, что на это уйдут годы, поскольку речь идет о миллионах людей по обе стороны от линии разграничения. Когда украинские воины заходят в то или иное село, ранее находившееся либо под контролем боевиков, либо в серой зоне (зона обстрелов),они смотрят, чем можно помочь жителям, и за ними приходят представители военно-гражданской администрации и помогают местным. Если надо восстановить подачу электричества, приезжают электрики; приезжают служащие «Ощадбанка», которые выплачивают пенсии и пособия, волонтеры и представители властей людям завозят питьевую воду и продукты питания. Волонтеры помогают с ремонтом домов, подвозят вещи, протягивают телевизионные антенны и настраивают на украинские каналы», - говорит основатель и координатор волонтерской группы «Доброволя» Наталия Воронкова. Не менее важно, по ее словам, поддерживать местные школы, интернаты, детские садики – туда тоже надо «вернуть» Украину.

Украинские писатели и музыканты с первых дней российской агрессии против Украины включают в свои планы поездки на Донбасс с концертами, литературными чтениями и фестивалями. «Ездим в прифронтовые города, выступаем перед местной интеллигенцией, школьниками и студентами, встречаемся с местными чиновниками и рабочими – там, на Востоке, ощутим запрос на украинскую культуру, люди, пережившие войну, хотят наверстать упущенное ранее знакомство с украинской культурой», - рассказывает известный украинский писатель Сергей Жадан. И добавляет, что ждет, когда будет освобожден весь Донбасс, и можно будет выступить в родном для него Луганске, откуда Сергей родом.

Еще один вопрос, волнующий украинцев – вопрос амнистии в соответствии с Минскими договоренностями 2015 года. Президент П. Порошенко обещает не амнистировать боевиков, на чьих руках кровь украинских воинов и мирных жителей – амнистии будут подлежать те, кто не занимал постов в «органах власти» и в силовых структурах «народных республик» и кто не участвовал в боевых действиях на стороне боевиков. Но механизм проверок, процедуры фильтрации пока что не отработаны, над этим работают специалисты, исходя из норм международного права и законодательства Украины.

Как восстановить Донбасс?

По данным ООН и правительства Украины, в восстановление инфраструктуры Донбасса необходимо инвестировать более $ 1.5 миллиарда, восстановление экономики требует около $15 млрд. капиталовложений. По мнению главы Донецкой военно-гражданской администрации Павла Жебривского, речь идет не столько об инвестициях в восстановление экономики, сколько об ее полной «перезагрузке». «Большинство промышленных предприятий устарели, нет смысла их возрождать. Гораздо проще строить новые современные производства и инвестировать не только в тяжелую промышленность и в угледобывающую отрасль, но и кредитовать малый и средний бизнес, современные промышленные предприятия и сферу коммуникаций», - считает Жебривский. По его инициативе в Донецкой области заработала программа «Донецкий куркуль» по поддержке малого (семейного) бизнеса, программу поддержали правительство Украины и Программа развития ООН. На сегодня, более сотни «куркулей» выиграли гранты размером более 500 млн. гривен, создав около 600 рабочих мест. В 2018 году за гранты и кредиты на развитие собственного бизнеса борются более двухсот семей, информирует П. Жебривский.[2]

«Давайте трезво смотреть на ситуацию на Донбассе: Донбасс никогда не будет прежним. Людям пора попрощаться с советским прошлым, оно не вернется. Донбасс будущего, скорее всего, останется индустриальным центром Украины – но то будут современные технологии и современные производства. Разрабатывать их и обучать рабочих и управленцев надо уже сегодня», - считает заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий Георгий Тука. Но на сегодня ни правительство Украины, ни международные организации и западные партнеры Украины четких планов и проектов не имеют – их тоже надо разрабатывать, хоть ситуация на Донбассе остается сложной и пока что «горячей» в военном  плане.

Что дает новый закон?

Итак, новый закон вступил в действие.[3]

В нем впервые на законодательном уровне Россия признана государством-агрессором, а дата 20 февраля 2014 года названа началом агрессии (этой датой оперируют Министерство иностранных дел и Министерство юстиции в своих нотах и документах в адрес Европейского суда по правам человека, Международного суда ООН, куда Киев обращается с исками против Российской Федерации). Военная агрессия России против Украины началась с непровозглашенного вторжения частей подразделений Вооруженных сил и иных силовых структур России на территорию Украины и с поддержки «террористической деятельности в условиях отсутствия всенародно избранного Президента Украины» и «сформированных легитимным способом местных органов власти», подчеркивается в законе. Также в законе используется термин «оккупация»: именно оккупацией назван захват отдельных районов Донецкой и Луганской областей, контроль над этими территориями ведут созданные там «администрации» разного уровня и разных названий. Ответственность за защиту либо нарушение прав граждан Украины на этих территориях, ответственность за моральный и материальный ущерб граждан несет Россия в соответствии с нормами международного права.

Проведенные в мае 2014 года досрочные президентские выборы, а позже парламентские выборы и выборы в местные органы власти сняли вопрос о легитимности украинской власти. И власть, в соответствии со статьей 51 Устава ООН и Конституцией Украины, реализовывала право Украины на «индивидуальную самооборону» от внешней агрессии, чему служила антитеррористическая операция (АТО). Начатая весной 2014 года, официально АТО окончилась 20 февраля нынешнего года – операцией по отпору агрессору руководит не Служба безопасности Украины, как раньше «во времена» АТО, а Объединенный оперативный штаб Вооруженных сил Украины. Закон также определяет механизмы проведения мероприятий в рамках данной операции, а также права тех, кто ею руководит и кто исполняет приказы. Как говорят правозащитники из «Юридической сотни», никоим образом нельзя позволять вооруженным бойцам терроризировать местное население, как бы оно ни относилось к Украине – степень (не)лояльности и то, представляет ли человек угрозу украинской государственности, по подаче спецслужб, после соответствующего расследования, определяют суды. К тому же, новый закон позволяет жестче контролировать действия силовиков: военные (армия, гвардия, СБУ) получают больше прав, но, вместе с тем, у них возрастает и степень ответственности.

Границы и перечень оккупированных населенных пунктов на Донеччине и Луганщине определяет Президент Украины, он же Верховный главнокомандующий, по представлению Министерства обороны.

Новый закон вызвал возмущение и критику в России: МИД РФ объявил, что новый закон противоречит положениям Минских договоренностей. Член Трехсторонней контактной группы на переговорах в Минске, вице-спикер украинского парламента Ирина Геращенко заявляет: Россия лжет: «Много спекуляций вокруг Минских договоренностей. Не Минские договора начали войну, наоборот, они остановили наступление, и Минским договорам соответствуют законы, принятые Верховной Радой: закон об амнистии, принятый в 2014 году и не вступивший в силу из-за действий РФ и ее марионеток; закон об особенностях самоуправления в отдельно взятых районах Донецкой и Луганской областей»,- написала И. Геращенко на своей странице в Facebook. Большинство украинских экспертов и политиков (за исключением разве что Оппозиционного блока) поддержали новый закон, напоминает И. Геращенко.

Еще один аспект, на который обращают внимание правозащитники – вопрос защиты прав гражданских, оказавшихся в границах театра военных действий. Правозащитники отмечают, что возможные ограничения гражданских прав связаны с тем, что Украина идет на это вынужденно: государство оказалось в условиях агрессии, под угрозой ее целостность и гражданский порядок на всей территории – потому Киев вынужден ограничить отдельные права сограждан в зоне, прилежащей к району боевых действий.

Но самое главное, на чем акцентируют внимание и политики, и независимые специалисты, - то, что  реинтеграция Донбасса возможна только после ее деоккупации, то есть - полного вывода российского войска из Украины и возвращения под контроль Киева всей линии украинско-российской границы.


февраля[i]


[i]  

Print version
EMAIL
previous РОССИИ НУЖНЫ ГАРАНТИИ ЗАПАДА |
Roman Temnikov
THE SYRIAN QUAGMIRE AND RUSSIA’S ADVENTUROUS POLITICS IN THE MIDDLE EAST |
Iliya Kusa
next
ARCHIVE
2021  1 2 3 4
2020  1 2 3 4
2019  1 2 3 4
2018  1 2 3 4
2017  1 2 3 4
2016  1 2 3 4
2015  1 2 3 4
2014  1 2 3 4
2013  1 2 3 4
2012  1 2 3 4
2011  1 2 3 4
2010  1 2 3 4
2009  1 2 3 4
2008  1 2 3 4
2007  1 2 3 4
2006  1 2 3 4
2005  1 2 3 4
2004  1 2 3 4
2003  1 2 3 4
2002  1 2 3 4
2001  1 2 3 4

SEARCH

mail
www.jota.cz
RSS
  © 2008-2024
Russkii Vopros
Created by b23
Valid XHTML 1.0 Transitional
Valid CSS 3.0
MORE Russkii Vopros

About us
For authors
UPDATES

Sign up to stay informed.Get on the mailing list.