ISSUE 2-2004
INTERVIEW
Александр Куранов
STUDIES
Юрий Шевцов Захар Шибеко Денис Киселев
RUSSIA AND JEWISH WORLD
Александр Куранов Григорий Ласкин Laurent Rucker
OUR ANALYSES
Павел Вензера  & Ярослав Шимов
REVIEW
Петр Вагнер
APROPOS
Victor Kogan-Yasnyj


Disclaimer: The views and opinions expressed in the articles and/or discussions are those of the respective authors and do not necessarily reflect the official views or positions of the publisher.

TOPlist
RUSSIA AND JEWISH WORLD
СЛАВНОЕ ПЯТНАДЦАТИЛЕТИЕ
By Григорий Ласкин | эксперт, Российская Федерация | Issue 2, 2004

     В почившем в бозе Советском Союзе любые формы еврейского независимого движения находились под запретом. Евреям было разрешено только молиться в немногочисленных синагогах и издавать журнал «Советиш геймланд», чем дальше, тем больше использовавшийся для «антисионистской» пропаганды. Попытки как-то выйти за эти рамки пресекались достаточно жестко — в конце 1970-х- середине 1980-х многие активисты еврейского независимого движения, попытавшиеся выйти за «флажки» были арестованы или «выдавлены» из страны.
     В результате еврейское независимое движение действовало исключительно в подполье. К началу 1980-х относится возникновение органа, претендовавшего на то, чтобы стать руководящим центром этой подпольной деятельности. Для конспирации он получил название «Муадон кабира ле штия» или сокращенно «Машка»

Выход из подполья
     Общая либерализация, начавшаяся в СССР в 1987 привела к выходу еврейского движения из подполья. В 1988 разрешение на деятельность в ССР получают сотрудники американской благотворительной организации Объединенный еврейский распределительный комитет «Джойнт». В 1987-1988 в ряде городов СССР легализуются еврейские национально-культурные организации.
     Апогеем этой процедуры легализации становится учредительный съезд Ваада СССР, прошедший 18-22 декабря 1989 в Москве в помещении Всесоюзного Киноцентра. На учредительном съезде присутствовало около 400 делегатов от 210 еврейских организаций и общин из 73 городов Советского Союза, представители 55 иностранных еврейских организаций в качестве гостей, в том числе такие, как Всемирная сионистская организация, Сионистский форум советских евреев (Израиль), Союз Советов за советских евреев (США), Международное общество Б'най Б'рит, Всемирный Еврейский Конгресс, Объединенный еврейский призыв (США), Борьба студентов за Советское Еврейство (США), Канадский Еврейский Конгресс, «Европейский еврейский конгресс», «Эмнисти Интернэйшнл» и другие. На съезде также присутствует ряд народных депутатов СССР. С этого момента Ваад рассматривается советскими властями как официальный представитель советского еврейства.
     Ваад, как крышевая организация советского еврейства, в 1991 г. вошел во Всемирный Еврейский Конгресс, сформировав в нем отдельную Евро-Азиатскую секцию.
     У Ваада был реальный шанс войти в общесоюзное демдвижение, принять участие в выборах и провести своих депутатов в Верховный Совет РСФСР. В 1990 представители «Демократической России» обратились к Вааду с предложением войти в состав движения и выбрать своих представителей для включения в избирательный список ДР. Однако на обсуждении этого вопроса на президиуме Ваада было принято решение не участвовать в решении внутренних проблем СССР и сохранять полную независимость.
     Руководство Ваада считало, что участие лиц еврейской национальности в широких масштабах в политической жизни «вовсе не радует», поскольку приводит зачастую к негативному отношению к ним, порождает мнение о засилье евреев, обостряя еврейский вопрос. В результате сотрудничество с демократическими силами оказалось замороженным.
     Период 1989-1991 часто называли «еврейским Ренессансом». Сотни тысяч людей впервые почувствовали себя евреями и, главное, они перестали опасаться того, что за ощущение себя евреями они пострадают от государства. Потому евреи с энтузиазмом неофитов в огромном количестве собирались на культурные и образовательные мероприятия, организуемые как местными организациями, так и представителями «Сохнута» и «Джойнта». К примеру, при организации седера в Новосибирске в 1991 без каких-либо значительных усилий со стороны организаторов собралось более 2000 человек. Господствовал энтузиазм, когда учителя часто знали немногим более своих учеников. По словам одного из современников «достаточно было израильского флага и мадриха, приехавшего из Святой Земли и говорившего на иврите, для того, чтобы привести людей в полный восторг».

От руин – к высотам
     Международные еврейские организации присвоили советским евреям статус «Кехила бэ-дерех» (община в пути), что символизировало массовую эмиграцию среди евреев СССР, и отказывались на этом основании принимать Ваад число своих членов. Резко сократились размеры помощи еврейским организациям из-за рубежа.

     Так же относились к запросам российских еврейских организаций и сотрудники «Сохнута», искавшие по всей стране потенциальных олим и агитировавшие их выезжать Израиль, да и вообще все представиели израильских властей. Так, во время визита Ицхака Рабина в Москву в 1994-м премьер-министр Израиля весьма сдержано прореагировал на просьбы руководителей Ваада и других организаций о финансовой помощи для организации культурной работы, заявив, что «самоорганизация общины» — это внутренне дело. Фактически в этот момент деятельность Ваада свелась к тому, что один из его активных участников назвал «пара-представительством». В результате ряд организаций исчез, а другие существовали лишь на бумаге. Так, Ваад СНГ, в который был преобразован в 1992 Ваад СССР на съезде в Одессе, фактически так и не смог развернуть свою деятельность, лишь раз за свою десятилетнюю историю (он был формально распущен в феврале 2002) собравшись в 1995-м на конференцию. Многие активисты предшествующей эпохи ил эмигрировали или же ушли в бизнес. Продлись такая ситуация еще несколько лет – и дело возможно, кончилось бы полным распадом общины, но постепенно с общей стабилизацией обстановки в России после приятия в декабре 1993 новой Конституции, ситуация выправилась.
     Место Ваада заняла другая структура – Благотворительный фонд «Российский еврейский конгресс» (РЕК). Его создание было делом рук банкира и медиа-магната Владимира Гусинского, ставшего в январе 1996 первым президентом этой организации, объединившей ряд представителей российской бизнес-элиты. РЕК достаточно скоро стал самой авторитетной еврейской организацией в России. Ему удалось объединить практически все еврейские организации, существовавшие в России – как светские, так и религиозные. За первые несколько лет своего существования РЕК смог добиться признания со стороны властей и международных организаций в качестве полноправного представителя интересов еврейской общины. Создание почти 40 региональных центров РЕК позволило распространить его влияние на региональные общины. Местные бизнесмены-евреи увидели в РЕКе возможность для защиты и лоббирования своих интересов и потянулись туда. Был начат ряд образовательных, культурных и благотворительных программ, на которые за первые шесть лет существования .РЕК было потрачено около 60 миллионов долларов. Конгресс также взял на себя функцию представителя интересов Российских евреев во взаимоотношениях с государственными, региональными и общественными институтами, а также функцию международного представителя еврейской общины РФ.
     В отличии о Ваада РЕКу удалось стать влиятельным игроком на внутрироссийской политической сцене. Российская политическая элита, для которой евреи были чем-то далеким и неинтересным, постепенно приучилась к тому, что еврейские мероприятия не менее важны, чем все остальные. Гусинскому удалось немыслимое прежде – добиться присутствия Президента России Бориса Ельцина на церемонии открытия Мемориальной синагоги на Поклонной горе в 1998. Вырос и международный престиж еврейской общины России. В 1997 президент РЕК Владимир Гусинский был избран вице-президентом Всемирного еврейского конгресса.
     Впрочем, после кризиса 1998 дела Гусинского пошатнулись. А в 1999-м он совершил роковую для себя ошибку, поставив на победу блока Лужкова-Примакова на парламентских, а затем и на президентских выборах. Но сокрушительное поражение их блока ОВР на парламентских выборах и решительная победа Владимира Путина, назначенного Борисом Ельциным своим преемником на выборах Президента в марте 2000 поставило Гусинского на грань катастрофы. В июне 2000 медиа-магнат был арестован властями по обвинению в мошенничестве и невозврате кредитов на сумму в 400 миллионов долларов полугосударственной компании «Газпром», провел несколько дней в тюрьме, а по выходе оттуда уехал за рубеж.
     Понимая, что из-за рубежа он не сможет полноценно участвовать в деятельности РЕКа, Гусинский 1 марта 2001 подал в отставку с поста Президента РЕК. После отставки Гусинского главой РЕК был избран представитель ЮКОСа Леонид Невзлин, незадолго до того ставший членом Президиума РЕК. Впервые он принял участие в деятельности еврейских организаций в сентябре 2000 г., когда возглавил Координационный совет Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России.
     Есть гипотеза, что таким образом Невзлин лишь набирал «политический вес», необходимый ему для дальнейшей карьеры. По другой версии, таким образом, ЮКОС пытался «приватизировать» еврейский ресурс. Впрочем, деятельность Невзлина на посту главы РЕК оборвалась буквально через несколько месяцев после его избрания. В декабре 2001 он, сделавшись членом Совета Федерации, оставил этот пост. Его сменил Евгений Сатановский, входивший еще в состав «Машки», а затем – в руководство Ваада и РЕКа.

Сегодняшний день
     В 2000 начинается очередной этап «еврейских войн», когда недавно появившаяся на сцене Федерация еврейских общин России стремится стать первой и единственной организацией, оттесняя все остальные. По некоторым данным, сама Федерация была создана определенными кругами в Администрации Президента для противостояния РЕК, который рассматривался как одна из основных опор оппозиционного властям Гусинского. Поддержка ФЕОР со стороны властей была продемонстрирована во время неоднократных визитов Президента Путина в общинный центр в Марьиной Роще, а лидера ФЕОР раввина Берл Лазара – в Кремль. Впрочем, несмотря на ряд успехов в виде переманивания местных общин, стать монопольным представителем российского еврейства как внутри страны, так и за рубежом, ФЕОР не удалось. В частности, РЕКу удалось сохранить свои позиции одного из «центров силы» в российской еврейской общине. Солидный бюджет и налаженные контакты с международными еврейскими организациями, позволяют конгрессу с оптимизмом смотреть в будущее.
     Общины растут не только «вширь» (в 2003 году еврейская община появилась даже в Магадане), но и «вглубь»: реставрируются синагоги, организуются школы, возникают молодежные клубы. При этом ставка делается на привлечение молодежи. ФЕОР, к примеру, разработала для этого программу строительства многофункциональных общинных центров. Подобные центры, включающие в себя синагогу, спортзалы, рестораны, интернет-кафе должны стать привлекательными для молодых евреев. РЕК, в свою очередь, оказывает серьезную поддержку действующим в России еврейским вузам, издательствам и научным центрам.
     После отставки Гусинского влияние еврейской общины в России не снизилось. Еврейские организации выходят на новый уровень сотрудничества с российской элитой, а точнее – с ее региональной частью. Если раньше речь шла только о периодических поездках представителей «центра» в регионы и бесспорным лидером по числу подобных поездок был Берл Лазар, то в 2003 общины постепенно сами устанавливают контакты с мэрами и губернаторами. Присутствие равнина на инаугурации губернатора, год-два назад казавшееся чем-то невероятным, сейчас в ряде мест становится почти обязательным, так же как и поздравления со стороны власть предержащих с еврейскими религиозными праздниками.
     Показателем лояльного отношения властей к иудаизму стало и празднование Хануки в 2003. В десятках российских городов на центральных площадях появились огромные праздничные девятисвечники — ханукии. Среди этих городов – не только Москва, где ханукальные свечи на Манежной площади торжественно зажигали Берл Лазар, мэр города Юрий Лужков и певец Иосиф Кобзон, но и Брянск, Уфа, Пермь, Челябинск, Новосибирск, Владивосток. Традицией стали также многолюдные ханукальные концерты, и поздравления, которые присылает общинам губернатор, полпред Президента, мэр и пр. К примеру, в Великом Новгороде подобный же концерт прошел в Новгородском кремле. В рамках реституции общины получили здания некоторых синагог. В других местах государство выделило земельные участки для строительства. Не в последнюю очередь внимание региональной элиты к иудаизму было вызвано демонстративными шагами Владимира Путина, символизирующими поддержку еврейской общины.
     В Москве 1-4 июля 2002 прошел учредительный съезд Всемирного конгресса русскоязычных евреев (ВКРЕ). Учредителями Конгресса стали Федерация еврейских общин России, Конфедерации еврейских общин России и Украины, Сионистский форум евреев — выходцев из СССР (Израиль), Американская ассоциация евреев — выходцев из СССР и другие организации. Основными задачами новорожденной всемирной организации будет поддержка Израиля и стран антитеррористической коалиции в их борьбе с международным терроризмом, борьба с антисемитизмом и ксенофобией, а также помощь в интеграции русскоязычных общин в местные общины и систематизация русскоязычного еврейского образования. Кроме того, Конгресс намерен подготовить проект по созданию единого информационного пространства, в частности, создать русскоязычное еврейское информационное агентство и литературно-художественный журнал. Поскольку Конгресс претендует на общемировой масштаб деятельности, его штаб-квартиры были организованы в Москве, Нью-Йорке, Берлине и Иерусалиме. Впрочем, пока единственное, что успел сделать ВКРЕ — провести масштабную PR-акцию «Спешите делать добро» в рамках которой средства, собранные жителями России, были переданы пострадавшим от терактов в Израиле и на Северном Кавказе.
     В том же 2002 на съезде в Москве была создана новая структура — Евро-Азиатский Еврейский Конгресс (ЕАЕК). Он представляет собой координирующий политический орган еврейских общин СНГ, азиатского и тихоокеанского регионов. «Изюминкой» деятелньостит ЕАЕК стала концепция «неэкуменического» межрелигиозного диалога. Предполагается, что подобный диалог должен выявить (и выявляет) мощные умеренные силы в современном исламе, чтобы с их помощью лишить поддержки экстремистов.
     Постепенно, к межрелигиозному диалогу подключились РЕК, КЕРООР и ФЕОР. Можно отметить, что эта теория уже «пошла в массы». На проходившем 2-3 марта 2004 года в Москве II Межрелигиозном форуме вопрос о межрелигиозном диалоге и отсечении экстремистов от основной массы верующих был одним из главных.
     Показательно, что именно в Россию совершил свой визит избранный в 2003 Главным ашкеназским раввином Израиля р.Йона Мецгер. Йона Мецгер был приятно удивлен развитием российской еврейской общины, которая смогла не только поддерживать в хорошем состоянии синагоги и открывать общинные центры, создать полноценную систему образования — от детских садов до институтов и университетов, но и выстроить огромную систему социальной поддержки малообеспеченных. Это удивление и ломку еще сохраняющихся на Западе стереотипов о том, что российская еврейская община – это исключительно толпа бедных евреев, можно было наблюдать у многих зарубежных визитеров.

Двураввинье
     В 1990, сразу за созданием Ваада создается Всесоюзный совет еврейских религиозных общин (ВСЕРО), долженствующий представлять религиозных евреев ССР перед властями и зарубежными евреями. Его председателем и Главным раввином СССР избирается раввин Московской хоральной синагоги Адольф Шаевич и до того, неофициально, считавшийся замещающим этот пост. Впрочем, в отличии от Ваада этой организации так и не удалось полноценно заработать. Основной работой ВСЕРО стало написание обращений в различные органы власти с просьбой о возвращении синагог и пр.
     В конце 1980-х в десятках городов СССР появляются так называемые шлихим или шлухим – посланцы лидера одного из хасидских направлений в иудаизме — Ха-Ба-Да — Любавического Ребе Менахем-Мендла Шнеерсона. Эти люди сделали немало полезного для возрождения еврейской жизни в стране. Но, одновременно, с их появлением начинаются скандалы, связанные с претензиями ХаБаДа единолично представлять все российское еврейство. В конце 1990 г. происходит первый конфликт между хасидами и другими иудеями из-за синагоги на Бронной в Москве. Затем такие конфликты возникают регулярно в различных городах. Впрочем, довольно скоро скандалы с участием любавических хасидов выходят за пределы еврейской общины.
     Наиболее шумным из них стало дело о библиотеке Шнеерсонов. Один из предыдущих любавических Ребе перевез эту библиотеку в Москву, где она была конфискована советским властями и попала в центральную советскую библиотеку — так называеиу «Ленинку». В 1990-м хасиды в категоричной форме потребовали возвращения этих книг, дело едва не дошло до штурма библиотеки и самосожжения руководителя Отдела рукописей РГБ. Несмотря на положительные решения Верховного Совета РФ и Арбитражного Суда рукописи так и не были возвращены, поскольку это стало бы прецедентом, грозящим «очистиь» музеи и библиотеки. В дальнейшем ХаБаД раскололся на несколько групп, у каждой из которых есть разные мнения о том, куда должны быть преданны эти книги. Одни требуют вернуть эти книги в ту или иную российскую синагогу, в частности, в библиотеку синагоги в Марьиной Роще, другие требуют передать эти книги в США и категорически возражают против передачи этих книг кому бы то ни было на территории России. «Внешним» результатом «осады» РГБ хасидами стал резкий всплеск антисемитизма среди интеллигенции и появление устойчивых слухов о том, что в книгах «библиотеки Шнеерсона» содержится описание ритуальных убийств. Много шума вызвало и организованное хасидами 1 декабря 1991 празднование Хануки в Кремлевском Дворце съездов («патриотическая» печать до сих пор выставляет это как «торжество жидомасовнов в святом для русских месте»).
     В феврале 1993 г. прошел учредительный съезд Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР). Председателем исполкома КЕРООР стал представитель реформистского направления в иудаизме (современного иудаизма) р.Зиновий Коган. Адольф Шаевич был в 1992 избран Главным раввином России, поскольку должность Главного раввина СССР превратилась в фикцию. КЕРООР стал уникальным в мировой практике объединением, в рамках которого сотрудничали представители ортодоксального и современного иудаизма. Впрочем, в 1995 любавические хасиды фактически прекратили участие в деятельности КЕРООР под предлогом невозможности общения с «реформистами». В 1998 хасидскими общинами была создана Федерация еврейских общин России. Причиной ее создания был принятый в 19970-м «Закон о свободе совести», согласно которому для полноценного существования религиозных общин, действовавших менее 15 лет, требовалось их членство в религиозной организации, хотя бы часть общин которой действовала бы свыше 15 лет. Некоторые хасидские общины в ФЕОР не вошли, оставшись автономными (общины московских синагог на Бронной и в Отрадном).
     В том же 1993 было создано Объединения раввинов СНГ, председателем которого стал один из бывших шлихим Берл Лазар, с 1990 бывший раввином в синагоге в Марьиной Роще в Москве. В 1999 он был избран Главным раввином ФЕОР, а 12 июня 2000 — Главным раввином России, получив за две недели до того российское гражданство. За его избрание проголосовали 25 из 26 присутствовавших на съезде раввинов, разумеется, хасидских. Адольф Шаевич, в свою очередь отказался передавать должность Берлу Лазару, совершенно справедливо сочтя, что процедура выборов не была прозрачной. А, кроме того, в выборах не участвовали раввины, не принадлежащие к течению ХаБаД. В результате впервые в российской истории в стране оказались два Главных раввина.
     С этого момента и КЕРООР и ФЕОР ведут непрекращающуюся борьбу за синагоги в провинции, ставя своих кандидатов в качестве раввинов. При этом ХаБаД предпочитает заполнять вакансии в основном за счет раввинов, прибывающих в Россию из Израиля и США, что, естественно, перекрывает путь местным кадрам. В результате во многих российских городах существует по две общины – каждая со своим раввином. Бывают случаи, когда обе организации буквально «сталкиваются лбами». Последний раз подобная история произошла в январе нынешнего года в Иркутске, когда местный губернатор обещал свое содействие в ремонте единственной в городе синагоги обоим кандидатам на место Главного раввина Иркутска. Вообще в 2003 КЕРООР постепенно вышел из состояния некоторой апатии, в котором он находился в 2001-2002. В начале 2003 декабря Адольф Шаевич объявил, что в Спасоглинищевском переулке, вокруг здания Хоральной синагоги будет создан еврейский квартал, то есть произойдет то же самое, что и в районе контролируемого ФЕОР общинного центра в Марьиной Роще.
     В то же время ФЕОР вело на Западе кампанию по очищению имиджа России и лично Путина от обвинений в антисемитизме. Заявления Главного раввина России и лидера ФЕОР Берла Лазара позволили погасить кампании по защите Гусинского и Ходорковского как евреев, страдающих за свое еврейство. Кроме того, российские власти надеялись на использование имеющегося у всемирной организации «ХаБаД» лоббистского ресурса в США. Сегодня обе организации участвуют в Межрелигиозном Совете России и принимают участие в разнообразных общественно-государственых проектах.
     По данным Минюста РФ на 1 января 2004 в стране насчитывалось 197 официально зарегистрированных ортодоксальных религиозных общин. По данным ФЕОР к КЕРООР относится лишь 40 из 197 зарегистрированных ортодоксальных общин. По данным же КЕРООР ортодоксальные общины делятся в пропорции 50:50. Подобная разноголосица, вероятно, означает, что на «низовом» уровне общины сотрудничают как с ФЕОР, так и с КЕРООР, позволяя им числить себя в списках в обмен на материальную помощь. Общую численность верующих евреев можно оценить примерно в 40-50тысяч человек.
     Одной из проблем, подстерегающих еврейские религиозные общины, остается слабость с кадрами. Здесь она еще сильнее, чем в светских организациях. В общинах, входящих в сферу влияния ФЕОР, имеется всего 5 раввинов – уроженцев России.
     При этом, казалось бы, основания для этого нет – с 1989 года и по настоящее время израильские и американские иешивы закончили около 1000 выходцев из СССР, что намного больше имеющегося дефицита кадров. Однако практически все эти люди, уехавшие в возрасте 16-17 лет, после 5-6-летнего обучения настолько крепко привязывались к своей новой родине, что не собирались возвращаться домой. В Россию же в основном приезжали люди, по каким-то причинам не сумевшие устроиться в Израиле.
     В настоящий момент и ФЕОР и КЕРОО пытаются предпринять некоторые меры по «выращиванию» раввинов в России. Так, в 1999 в Москве открылась школа «Месивта», ученики которой должны затем закончить иешиву и получить смиху (условно говоря, раввинское звание) в Москве, а не за рубежом. Но первые результаты этого эксперимента будут видны не ранее 2006-2007 годов, а пока постоянных раввинов нет даже во всех крупных городах.
В 2003 в рамках КЕРООР специально для общин, не желающих общаться в рамках одной организации с «реформистами», и, одновременно, уставших от членства в ФЕОР, была создана Федерация ортодоксальных евреев России (ФОЕР). В будущем она может стать активным игроком, привлекающим «автономные» общины. Уже сейчас из примерно 200 существующих ортодоксальных общин примерно десятая часть находится в свободном плавании, а в будущем эта цифра может возрасти.
     В конце 2003-начале 2004 ФЕОР предприняла попытку объединить (а точнее – присоединить к себе) ортодоксальные общины, остававшиеся вне ее влияния. Представителям КЕРООР был предложен на подпись «Меморандум о создании Единой еврейской общины России» основные положения этого документа были следующими:
1. ФЕОР и КЕРООР распускаются и входящие в их состав религиозные общины перерегистрируются как участники «Единой еврейской общины России».
2. Сопредседателями новой организации становятся раввины Адольф Шаевич и Берл Лазар. Исполнительным вице-президентом новой организации становится исполнительный вице-президент ФЕОР Александр Борода.
3. Все имущество, принадлежащее как ФЕОР и КЕРООР, так и входящим в них общинам вносится на баланс новой организации.
4. В новую организацию принимаются лишь организации, декларирующие и исполняющие Галаху (т.е. все религиозные заповеди и законодательные установления иудаизма). Таким образом, дорога в новую организацию оказывается однозначно закрыта для организаций реформистского или современного иудаизма.
     В случае принятия Меморандума Федерация одним росчерком пера смогла бы существенно пополнить свои ряды.. Вне контроля ФЕОР оставались бы в этом случае лишь общины современного иудаизма, не представляющие для нее опасность в качестве конкурента. Их Федерация может просто демонстративно «не замечать». Кроме того, ФЕОР монополизировала бы функции представительства еврейской общины как во властных структурах России, так и за рубежом. Впрочем, попытка подобного «объединения» (а точнее сказать – недружественного поглощения), естественно не встретила понимания у представителей КЕРООР и была провалена.
     Начиная с 2003 можно говорить о «экспансии» ФЕОР в страны СНГ с использованием Федерации еврейских общин СНГ. Прежде всего, это проявилось на Украине, где в начале сентября новым Главным раввином был провозглашен брюссельский раввин Азриэль Хайкин. При этом прежний Главный раввин Яков Блайх не покинул свой пост, а поставленные перед фактом украинские власти отнеслись к Хайкину довольно сдержано. Подобная же ситуация сложилась в Беларуси, где Главным раввином был провозглашен Йосеф Грузман. Эксперты предполагают, что в ближайшем будущем речь пойдет о «недружественном поглощении» структурами ФЕО СНГ еще остающимися неподконтрольными общин в СНГ. Исключение составляет Казахстан, где сильны позиции конкурирующего с ФЕО СНГ Евроазиатского еврейского конгресса. Впрочем, процедура поглощения явно затянется на несколько лет, поскольку на той же Украине существует несколько центров влияния, которые не зависят от ФЕОР и ФЕО СНГ в финансовом смысле.
     Представители реформистского иудаизма объединились в начале 1990-х в Объединение религиозных общин современного иудаизма России (ОРОСИР). В настоящее время в России насчитывается свыше 70 общин современного иудаизма. В общины реформистов пошла главным образом молодежь, привлеченная лозунгом «Иудаизм – для современного человека».

И иные…
     В 1996 Президент РФ Б.Ельцин подписал Закон о национально-культурных автономиях (НКА). НКА является единственной законодательно признанной формой национального объединения, дающей возможность наладить диалог с властями. К сожалению, до сих пор не выполняется, даже символически, параграф Закона о НКА об обязательном финансировании автономий из госбюджета. Началось образование и региональных еврейских НКА, которых к настоящему моменту насчитывается около двух десятков. В 1997 была создана Федеральная Еврейская национально-культурная автономия РФ (ФЕНКА). Тремя ее сопредседателями были избраны главный раввин России Адольф Шаевич, исполнительный вице-президент РЕК Александр Осовцов и президент Ваада Михаил Членов. В июне 2003 единоличным президентом ФЕНКА был избран Членов. Интересно, что именно еврейские общины часто становились инициаторами и активными участниками создания национально-культурных автономий национальных меньшинств, осуществляли программы по повышению толерантности.
Параллельно с созданием общееврейских институтов, подобные же процессы проходили на субэтническом уровне. Помимо евреев–ашкеназов в России существуют и общины т.н. восточных евреев – горских, грузинских и бухарских. В эти общины, сосредоточенные главным образом в Москве и С.-Петербурге, в основном входят евреи, эмигрировавшие из бывших советских республик, либо выехавшие из Северо-Кавказского региона. В Москве находится центр Всемирного конгресса горских евреев (образован в 2003) и действующий при нем Российский Фонд развития еврейской культуры. Бухарские и грузинские общины также входят в соответствующие всемирные конгрессы. Численность «восточных» общин установить достаточно сложно. Цифры, предлагаемые переписью – 3000 горских евреев и по 100 грузинских и бухарских евреев всерьез принимать нельзя. Вероятно, что какая-то часть из них уклонилась от переписи, кто-то вместо национальности назвал гражданство и был записан как азербайджанец, узбек и ли грузин. Ориентировочно говорят о 70-80 тысячах грузинских, горских и бухарских евреев, проживающих в основном в Москве и С.-Петербурге. Помимо Москвы и С.-Петербурга крупные общины горских евреев сохранились лишь в Ставропольском крае и Кабардино-Балкарии, в то время как в таких традиционных местах обитания как Дагестан и Чечня общины горских евреев сильно сократились либо вовсе исчезли. К сожалению, перспективы Всемирного конгресса горских евреев после убийства 5 марта 2004 года его Президента Заура Гилалова, бывшего, по выражению окружающих «мотором» горско-еврейского возрождения, неясны.
     Помимо российских еврейских организаций на территории РФ действуют также Американский распределительный комитет «Джойнт» и Еврейское Агентство в России. Джойнт развернул на территории России сеть благотворительных организаций «Хэсэд», где сосредоточены программы помощи примерно 150000 старикам, медицинские программы, включая прокат медицинского оборудования, гуманитарная продовольственная помощь и пр., финансирует еврейские школы и т.д. Еврейское Агентство в России (ЕАР) формально не является благотворительным фондом, а организацией с Российской регистрацией, занимающейся поддержкой еврейского образования в России. В то же время де-факто – это израильская полугосударственная организация, имеющая при этом один из самых крупных бюджетов для работы в России.
     Реальные цели ЕАР – поддержка и организация эмиграции еврейского населения в Израиль. Все остальное – поддержка и финансирование культурно-просветительной деятельности – есть лишь побочные задачи, направленные на поддержание интереса к Израилю как будущей страны пребывания для Российских евреев. Поэтому все культурно-просветительские программы, поддерживаемые ЕАР, связаны с Израилем и носят сионистский характер.

Аверс-реверс
     В феврале 1988 снимаются практически все ограничения на выезд. То что происходит в последующие три года нельзя назвать иначе, чем «Большое бегство» — за 1989-1991 в Израиль прибыло 470000 новых репатриантов. Согласно свидетельствам очевидцев это было именно бегство. Люди бежали из СССР к лучшей жизни. Причем основной причиной для этого был не антисемитизм, достаточно слабый и относившийся больше к области слухов, а начавшийся в последние годы существования СССР хаос распада империи. Экономические трудности, межнациональная резня на окраинах и апокалиптические прогнозы о будущем постсовесткого пространства, которые во множестве публиковались в СССР и за рубежом лишь подхлестывали стремление сотен тысяч людей, неожиданно ощутивших отсутствие государства за спиной, к спокойной и сытой жизни. Израиль же оказался для многих из них единственной возможностью вырваться для чего использовались любые средства. В частности, в Грузии, пользуясь тем, что национальность в паспорте писалась грузинским шрифтом, которого в израильском посольстве не знали, начали предъявлять паспорта с любой национальностью, говоря, что здесь написано «еврей». И лишь тогда, когда это явление приняло значительные масштабы из Израиля наконец приехал инструктор, привезший прорисовку написания слова «еврей» по-грузински. Многих привлекла и массированная пропаганда Сохнута, затушевывавшая реальные трудности обещавшая олим райские условия. То, что речь шла именно о стремлении вырваться из СССР подтверждают следующие цифры – из эмигрантов, выехавших из СССР в 1988 по израильской визе 90% отправились в США. В 1989 эта цифра была ненамного ниже – 80%. И лишь введение в 1990-м т.н. «прямого рейса» из Москвы в Тель-Авив через Будапешт, отнимавшего у эмигрантов возможность отказаться в венском аэропорту от репатриации и уехать в США, и применение США жестких иммиграционных требований (наличие прямых родственников и т.д.) и годовой сорокатысячной квоты развернуло этот поток в сторону Израиля. Сионистские организации с радостью объявляли о грядущем решении еврейского вопроса в СССР в связи со 100% репатриацией советских евреев. Однако, службы абсорбции оказались абсолютно не готовы к хлынувшему из СССР потоку. Все резервы были довольно быстро исчерпаны, вместо квартир стали предоставлять т.н. караваны, и поговаривали даже о возрождении палаточных городков. Начался рост ксенофобии, появилась даже поговорка о том, что израильтяне любят алию, но не любят олимов. К 1991 в Израиле многие поговаривали, что продолжись такой поток еще несколько лет и страна пережила бы новый социальный взрыв, наподобие того, что был в 1950-е. Впрочем, часть потока после «закрытия» США оттянула на себя объединенная Германию, решившая таким образом восстановить свою еврейскую общину.
     В 1990-х и особенно в начале 2000-х произошло резкое снижения темпов алии (репатриации) российских евреев в Израиль. Во многом это произошло потому, что положение евреев в России стабилизировалось. Однако, уменьшение количества репатриантов не привело к ухудшению «качества» — ведь сейчас репатриируются в Израиль не люди, бегущие от хаоса и неустроенности, а те, кто действительно хочет там жить.
     В настоящий момент речь идет не о значительной репатриации из России в Израиль, а скорее об обратном процессе, получившем в Израиле название «йерида». Ее развитие было вызвано несколькими причинами. Значительную роль в отъезде «обратно» сыграло печальное состояние израильской экономики. Здесь на общее снижение темпов роста мировой экономики наложилось фактическое уничтожение туристического сектора из-за террористической кампании последних лет. Кроме того, практически ни одно государство не может без последствий для своей экономики содержать несколько лет подряд армию по штатам военного времени. В результате многие фирмы, давшие работу «русским» разорились. Да и вообще многие представители большой эмиграции так и не смогли окончательно вписаться в израильские реалии. На этом фоне Россия, где экономическая ситуация выглядела более стабильной, сохранялись некоторые связи, и не требовалось учить язык выглядела достаточно привлекательно.
     Кроме того, «русским» евреям порядком надоела поднимающаяся время от времени истерия вокруг «русской мафии» и «увлекательные» вычисления о числе неевреев среди прибывших. Свою роль сыграл и страх перед регулярными терактами в Израиле. Одновременно российские евреи достаточно прохладно отнеслись к страстным призывам израильского премьера Ариэля Шарона перебраться на землю далеких предков.
     В результате по итогам 2003 количество вернувшихся в страны СНГ и Балтии превысило число эмигрировавших в Израиль. Причем точную цифру возвращенцев назвать затруднительно, поскольку многие из них имеют российское гражданство и просто не учитываются российским МИДом. Главный раввин России Берл Лазар назвал цифру в 50000 вернувшихся за последние пять лет. ЦСУ Израиля называет цифру 15-20 тысяч. Вероятно, истина находится где-то посередине, поскольку далеко не все уезжающие окончательно рвут связи с Израилем. Многие едут как туристы, или сотрудники работающих в России компаний. Естественно, что самая большая община «йордим» сложилась в Москве.
     К возвращающимся назад русскоязычным репатриантам присоединяются и коренные израильтяне. Сейчас численность израильской общины в Москве оценивается в размерах от 15 до 120 тысяч человек (представители израильского посольства говорят о 50000 бывших израильтян, живущих в Москве). Такой большой разброс вызван имеющимися трудности с учетом, а также тем, что община практически не стремится институциализировать себя.
     Кроме трансграничных миграций Российские евреи совершали и миграции внутри страны. Обычно это был переезд из нестабильных регионов и сельской местности в большие города. Так, значительная часть горских евреев стянулась в Москву и Астрахань. Россия также стала центром притяжения для евреев из Закавказья и Средней Азии. В крупных городах возникли общины и синагоги грузинских и бухарских евреев. Кроме того, в Россию (в основном в города – мегаполисы) приехало некоторое количество евреев – жителей США, Великобритании и пр.

Евреи в России
     В постсоветской России, как и в России эпохи Великих Реформ, евреи играют важную роль в экономике страны. В 1990-х возникло значительное количество фирм, которые возглавляли евреи. Много людей с еврейскими фамилиями пополнили российскую деловую элиту. Михаил Фридман, Владимир Виноградов и Александр Смоленский создали и возглавили крупнейшие российские банки – «Альфа-Банк», «Инкомбанк» и СБС-Агро. Михаил Ходорковский, владелец нефтяной компании ЮКОС и многих других предприятий, в 2002 был официально призван самым богатым человеком в России. Владимир Гусинский и Борис Березовский во второй половине 1990-х фактически контролировали российское телевидение, создав огромные медиа-империи. Младший партнер Березовского Роман Абрамович стал владельцем нефтедобывающей компании «Сибнефть», вытеснив оттуда Березовского, а затем (на пару с еще одним предпринимателем, Олегом Дерипаской) поставил под вой контроль большую часть российской алюминиевой промышленности.
     Во многом символичной была сцена из фильма режиссера Павла Лунгина «Олигарх», посвященного становлению новой элиты, в которой главные герои дружно пели «Хава нагилу». В результате у части населения сложился стереотип, подогреваемый иными недобросовестными политиками о «еврейском засилье» в экономике, а слово «олигарх», которым обозначали крупных бизнесменов, приобретших значительное влияние на политические процессы, часто становилось синонимом слова «еврей». Подобную точку зрения иногда поддерживают и сами представители еврейского бизнеса. Воплощением этого «засилья» стал Борис Березовский, одна из самых противоречивых фигур 1990-х, чьи деловые интересы простирались буквально на все области бизнеса – автомобилестроение, ТЭК, авиаперевозки, СМИ, политическая карьера была стремительной и зигзагообразной. Его образ, сильно мифологизированый друзьями и врагами в конце концов превратился в некий зловещий фантом, который поминали в связи с почти каждым крупным событием.
     Причины подобного «засилья» объясняли по-разному. «Патриоты»,естественно, говорили о всемирном заговоре, закабаляющем Россию и под шумок скупающим ее ресурсы. Более серьезные исследователи отмечали, что евреи просто оказались лучше всего подготовлены к выживанию в стихии рынка предшествующими преследованиями со стороны властей, когда им постоянно приходилось балансировать на грани законного и незаконного, пытаясь заработать на жизнь в рамках советской «теневой экономики». Заметим, впрочем, что большинство предпринимателей-евреев сами вряд ли ощущали себя евреям.
     Впрочем, массовое участие евреев (большинство из которых вспоминали о своем еврействе лишь изредка) в большом бизнесе 1990-х оказалось весьма непродолжительным. На их место, постепенно оттесняя их, приходили предприниматели из числа «коренных» народов. Число евреев-бизнесменов сокращалось и по другим причинам. Часть «олигархов» середины 1990-х погубил кризис 1998, Владимир Гусинский и Борис Березовский были вынуждены в 2000 бежать из России из-за конфликта с президентом Владимиром Путиным, Роман Абрамович продал практически весь свой российский бизнес, а Михаил Ходорковский попал в тюрьму по обвинению в экономических преступлениях.
     В настоящий момент евреи все еще составляют значительную часть российских предпринимателей, но, постепенно, в обозримом будущем, их доля понизится.
     Что же касаемо политической элиты, то здесь падение СССР привело к исправлению существовавшего много лет перекоса, когда по негласному запрету евреи не допускались на высшие этажи власти. Появились евреи-министры, евреи — члены руководства Администрации Президента.

Россия и Израиль

     Несмотря на формальный разрыв отношений в 1967 периодически проходили встречи советских и израильских представителей на «нейтральной территории». Кроме того, раз в году – на празднование 9 мая – в Израиль полуофициально приезжала советская делегация. Условия СССР для восстановления дипломатических отношений были следующими – нормализация отношений с арабскими странами. В июле 1987 эти требования были конкретезированны: возвращение занятых в 1967 территорий и ликвидация основанных там поселений, согласие на образование палестинского государства. В обмен на это Израилю были обещаны «международные гарантии безопасности». Тогда же в Израиле появилась советская консульская группа. Формально – для переговоров о собственности РПЦ, находившейся в Палестине. В июле 1988 в Москве соответственно появилась консульская группа Израиля. Стремление к улучшению отношений с Западом и ухудшающаяся экономическая ситуация подвигли СССР к изменению условий на переговорах. В ноябре 1988 состоялась встреча полковника КГБ Юрия Котова и главы канцелярии премьер-министра Израиля Йоси Бенаароном, на которой советская сторона предложила следующую формулу – смягчение условий восстановления дипотношений в полном объеме в обмен на значительную экономическую помощь. Впрочем, отношения налаживаются сами собой. На фоне «нового мышления» разорванные дипломатические отношения становятся анахронизмом. Если в декабре 1988 Политбюро обсуждает допускать ли израильских спасателей помогать пострадавшим от землетрясения в Армении, то в 1989 поездки израильтян в СССР становятся довольно-таки обычным явлением. И, наконец, на встрече министров иностранных дел СССР и Израиля Эдуарда Шеварднадзе и Давида Леви, происшедшей 30 сентября 1990, принимается решение о восстановлении полноценных дипломатических отношений. Характерно, что в данном случае израильтяне обговорили со своими советскими коллегами право общения с еврейским населением страны, что было им строжайше запрещено в 1953 г., когда были в первый раз восстановлены дипломатические отношения между двумя странами. В декабре 1990 консульские группы в Москве и Тель-Авиве преобразуются в Генеральные консульства. В 1991 их статус повышается до уровня посольств.
     В СССР прибывают представители «Сохнута». Возникает также Общество Дружбы и Культурных Связей с Израилем (ОДИКСИ) под руководством А. Островского. При этом, правда, СССР одним из первых признавший провозглашенное в 1988 Я.Арафатом Государство Палестина, продолжает поддерживать тесные контакты с ООП и арабскими радикальными режимами на Ближнем Востоке. Буквально накануне путча ГКЧП, в июле 1991 обсуждается детальный план взаимного сотрудничества КПСС и сирийской правящей партии «Баас».
     Первый советский посол в Израиле Александр Бовин прибыл к месту своей службы практически в момент распада СССР, так что полноценные дипломатические отношения с Израилем Россия «унаследовала» от СССР. В 1994 состоялся визит премьер-министра Израиля Ицхака Рабина, встреченного по высшему разряду, в Россию. Затем подобный визит старался нанести каждый из его преемников. В Москве побывали президенты Израиля Эзер Вейцман и Моше Кацав, причем для последнего в Кремле в январе 2001, впервые в Российской истории, была специально откашерована кремлевская кухня. Кроме того, Израиль и Россия заключили ряд соглашений о сотрудничестве. Впрочем, не все они были ратифицированы российским парламентом, среди депутатов которого достаточно националистов и коммунистов, по традиции относящихся к Израилю с подозрением. Была создана торговая палата «Израиль-Россиия». А голоса израильских избирателей учитываются Российскими политиками при предвыборных прогнозах. В 1996-м предполагалось, что они дадут дополнительные проценты Ельцину на президентских выборах, а в 2003 передача израильтян в тульские избирательные округа, видимо, была призвана «разбавить» коммунистический электорат.
     В рамках своих программ «Сохнут» вывез практически все еврейское население Чечни в Израиль, а также ежегодно переправлял тысячи человек на обучение в Израиль по программе «Наале». В Израиль же поехали десятки тысяч российских туристов. Сами же российские евреи весьма активно реагировали и реагируют на процессы, идущие в Израиле. В частности, во время визита И.Рабина в Москву его встретили демонстранты с плакатами «Рабин – предатель!», а в 2002 РЕК провел масштабную акцию солидарности с Израилем..
     Впрочем, нельзя сказать, что отношения Израиля и России стали союзническими. Есть несколько проблем, мекающие им стать таковыми. Первая и главная – это отношения России и прежних союзников СССР на Ближнем Востоке. Особым раздражителем в глазах израильтян является строительство Россией АЭС в Бушере. Россия не может и, вероятно, в обозримом будущем не сможет, да и не захочет, отказываться от своих контактов с мусульманскими режимам, которые Израиль считает подозрительными. А нежелание Израиля предложить за разрыв контракта с Ираном за строительство АЭС в Москве компенсацию воспринимают, как попытку США руками израильтян вытеснить Российские фирмы с перспективного рынка. Кроме того, Россия, стремительно потерявшая страны, которые считались входившими в сферу влияния СССР, стремится сохранить контакты с богатыми и влиятельными арабскими режимами Ближнего и Среднего Востока. С другой стороны, ссориться с Израилем, о влиятельности которого многие чиновники имеют весьма преувеличенные представления, оставшиеся с советских времен, также не хочется. Именно поэтому российская дипломатия предпочитает делать упор на поддержке мирного урегулирования ближневосточного конфликта, а не на поддержке действия Израиля, пусть и ответных. Подобными же соображениями, видимо. было вызвано и ограничение уровня визитов Российских политиков и чиновников. «Потолком» для Израиля стал Председатель Совета Федерации – верхней палаты парламента. Формально это было весьма почетно – глава СФ является по Конституции третьим человеком в стране, а фактически речь шла о достаточно маловлиятельных фигурах в Российских коридорах власти. Ни президент, ни премьер-министр России Израиль с ответным визитом не посещали (Борис Ельцин встречал новое тысячелетие в Иерусалиме уже в ранге экс-президента, а единственный визит премьер-министра В.Черномырдина в 1995 свелся к принесению соболезнований после убийства И.Рабина), хотя и встречались со своими израильскими коллегами на различных международных саммитах. Вторая проблема – это раздражение Российской стороны некоторой автономией израильских структур, действующих в России. Учитывая то, что еще 15 лет назад большая часть страны была закрыта для иностранцев, подобное раздражение можно понять. В результате возникали проблемы с изъятием оружия у представителей компании «Эль-Аль» в 1994-м, а в 1995-м представительства «Сохнута» были закрыты и восстановлены только как отделения Российской организации «Еврейское агентство для России». Кроме того, значительное раздражение в некоторой части истэблишмента вызывала продолжавшаяся эмиграция (даже не столько эмиграция, сколько усилия по ее стимулированию со стороны израильтян). В результате все настойчивее и настойчивее в речах Российских официальных лиц начали проскальзывать нотки недовольства. Впервые в открытой форме это было выражено речи мэра Москвы Ю.М.Лужкова, в январе 1996, когда последний в ответ на призывы израильского посла к массовой алие объявил, что создаст у себя в городе такие благоприятные условия для евреев, чтобы они не задумывались об эмиграции. В конце концов, Президент Владимир Путин во время визита премьер-министра Ариэля Шарона в Москву осенью 2002 пригласил своего визави посетить Биробиджан, в котором-де за счет возвращения из Израиля евреев, их стало жить больше, чем до начала массовой эмиграции.

Образование, наука и культура
     В настоящий момент в России действует свыше 40 еврейских школ. Самое интересное, что отдел статистики Минобразования РФ считает еврейскими только пять из них – только те, где официально, как инсотранный язык, преподается иврит. Всего в еврейских школах в России обучается около 10000 детей. Почти пятая часть из них – 1600 – учится в Москве, где насчитывается 8 еврейских школ. Еще три школы действуют в Пеербурге. В остальных городах, где есть еврейские школы речь идет об одной, редко двух школах.
     Крупнейшим спонсором еврейских школ является Фонд «Ор-Авнер».
     Под патронажем КЕРООР находятся 12 школ, из них три в Москве. Среди других городов, в которых находятся поддерживаемые общинами КЕРООР школы — Биробиджан, Самара, С.-Петербург. Отдельно можно выделить школы, основанные организацией ОРТ. В России их всего пять: средняя школа № 42 в Самаре, средняя школа № 12 в Казани, средняя школа № 550 в Санкт-Петербурге и Московская технологическая школа ОРТ № 1299. Всего там обучается 1940 учеников. В программу обучения студентов наряду с общественными и естественными науками в этих школах включены художественные дисциплины, технологическая подготовка, серьезное компьютерное образование от знания универсальных программ до владения профессиональными компьютерными программами. Еще несколько школ поддерживают частные инвесторы небольшие организации, вроде ОМПБО «Хама», Министерство образования Израиля и т.д.
     С 2002 благодаря разрешению того же Минобразования экзамены в еврейских школах официально не проводится по субботам. Кроме того, существуют 60 воскресных школ и восемь иешив.
     Если говорит о высшем образовании, то в Москве работают Высшая школа им. С.Дубнова (б. Еврейский университет в Москве, открыт в 1992, президент – Александр Милитарев), Государственная классическая академия им.Маймонида (основана в 1992, ректор – Вероника Ирина-Коган), Российско-Американский центр Библеистики и иудаики РГГУ (основан в 1991, исполнительный директор – Марк Куповецкий), Центр изучения еврейской цивилизации при Институте стран Азии и Африки МГУ (создан в 1998, директор – Аркадий Ковельман). В С.-Петербурге работает Петербургский институт иудаики (Петербургский еврейский университет) (создан в 1992, ректор – Дмитрий Эльяшевич), а в 2000 в качестве совместного проекта ПИИ и СПбГУ был создан Центр библеистики и иудаики (ЦБИ) при философском факультете Санкт-Петербургского Государственного университета. Не менее бурно развивалось и высшее образование.
     В ВУЗах, в отличие от школ, принцип отбора по Галахе не соблюдается, и потому, по некоторым оценкам, до 80% студентов в этих учебных заведениях, где обучается в общей сложности около 1000 человек – неевреи. Впрочем, возможно, что ситуация в скором времени изменится. В 2003-м ФЕОР объявила об организации нового высшего учебного заведения «Университет XXI века», в котором высокое качество образования будут сочетаться с приемом только галахических евреев и преподаванием основ традиции.
Кроме дневных учебных заведениях в России действуют также программы Открытого университета Израиля, позволяющие обучаться заочно, и т.н. Народные университеты еврейской культуры – т.е. лектории, существующие во многих городах, где есть крупные общины.
     С 1994 в Москве действует Центр научных работников и преподавателей иудаики в вузах “Сэфер” (председатель Академического Совета – Рашид Капланов). Центром организуются ежегодные междисциплинарые конференции по иудаике, полевые школы для старшеклассников, студентов, аспирантов и молодых ученых. Регулярно публикуются сборник работ участников конференций по иудаике. С 1993 выходит журнал «Вестник ЕУМ» (с 1998 году издаваемый совместно с Иерусалимским университетом как «Вестник Еврейского университета. История. Культура. Цивилизация»),в настоящее время превратившийся в ведущее периодическое издание по иудаике на русском языке. При Петербургском еврейском университете с 1999 выходит журнал “Новая еврейская школа”.
     Возникший в начале 1990-х Институт изучения Израиля и Ближнего Востока (президент — Евгенийц Сатановский), составил достойную конкуренцию соответствующему сектору Института Востоковедения. С 2000 при поддержке РЕК проводятся раскопки хазарских городищ в Подонье и Поволжье. Возможно, что одно подобное городище – на острове Самосделка в дельте Волги, является останками хазарской столицы Итиля. ПИИ/ПЕУ проводит этнографические экспедиции в бывшую «черту оседлости».
     В 2003 в Москве под патронажем Леонида Невзлина был организован «Международный исследовательский центр Российского и восточноевропейского еврейства», предназначенный для поддержки восточноевропейских исследователей иудаики. В настоящий момент количество исследователей иудаики в России и странах СНГ составляет около 2000 человек. Эти цифры, конечно, могут показаться небольшими, но надо учесть, что всего 15 лет назад подобные занятия легко могли быть квалифицированны, как «буржуазный национализм» и привести ученых за решетку.
     В 2001 в Москве прошел международный научный симпозиум «Горские евреи — история и современность».
     Изучение истории Холокоста координируется НПФ «Холокост» (создан в 1992, президент – Алла Гербер). Благодаря поддержке педагогической общественности, средств массовой информации и правительственных органов удалось добиться введения в проект Государственного Стандарта по истории (официальной федеральной программы обязательного преподавания по каждому предмету) термина «Холокост». В рамках фонда «Холокост» началась работа по проекту создания мемориального и образовательного комплекса «Геноцид-Холокост-Толерантность». В рамках фонда также приводятся конкурсы школьных работ по истории.
     Еврейская пресса за последнее десятилетие переживает бурный взлет. К существовавшей до 1992 «Еврейской газете» (затем – «Международная еврейская газета») (редактор – Танкред Голенпольский), прибавились ежемесячные журналы «Алеф», «Лехаим» и «Родник» (последние два издаются соответственно ФЕОР и ОРОСИР). В 2000 под патронажем ФЕОР возникла газета «Еврейское слово» (редактор – Владимир Дынькин), а в 2002 при РЕК была создана газета «Еврейские новости» (редактор – Николай Пропирный). Большинство из этих газет и журналов имеют свои интернет-версии. Многие общины также издают свои газеты или размещают интренет-стрнички в Интернете.
     В 2002-м издательством «Гешарим» стал выпускаться библиографический журнал «Еврейский книгоноша», а «Дом еврейской книги» выпустил первый номер журнала «Параллели».
     В Дагестане на татском языке выходит газета «Ватан». Кроме того, свою газету имеет практически каждая крупная община.
     Существуют также еврейские Интернет-СМИ, первые из которых появились в 2000. Наиболее мощным и известным из них является портал Sem40.ru, созданный владельцем издательского дома «Провинция» Борисом Гиллером. Его ближайшим конкурентом является поддерживаемый ФЕОР Jewish.ru. Созданное в феврале 2003 при поддержке ВКРЕ Агентство еврейских новостей (АЕН, на одноименном сайте), к сожалению, осталось на уровне дайджеста чужих новостей.
     В Москве работают еврейский театр «Шалом» (основан в 1987, художественный руководитель – Александр Левенбук), Культурный центр имени Соломона Михоэлса (открыт в 1988, Генеральный директор – Михаил Глуз). В С.-Петербурге с 1995 проходит «Клезфест» – фестиваль клезмерской песни, а в Казани с 2001 — Международный конкурс исполнителей еврейской музыки и танца имени Леонида Сонца и Международный фестиваль еврейской культуры имени Юрия Плинера. Еврейскую тематику используют в своих выступлениях популярный артист Ефим Шифрин и певец Ефим Александров с программой «Песни еврейского местечка». Можно выделить также режиссера Галину Евтушенко, снимающую документальные фильмы о жизни советских евреев.
     Крупнейшим издательством, выпускающем книги по еврейской тематике на русском языке стало издательство «Гешарим/Мосты культуры», работающее в Москве с 1990. В начале 2000-х к нему прибавились Дом еврейской книги и издательство «Даат/Знание». С 1994 издается Российская еврейская энциклопедия (руководитель авторского коллектива – Зеэв Вагнер). К настоящему моменту издано уже четыре тома.

Беды и проблемы
     Нельзя сказать, что деятельность еврейских общин в России оказалась беспроблемной.
     Среди проблем еврейского, образования эксперты обычно называют слабую кадровую базу, отсутствие необходимых учебных пособий по основным предметам и практически полную правовую неурегулированность существования подобной системы образования в России. Поскольку в законодательств отсутствует понятие «национальное образование», то фактически все эти школы (или их программы, в большинстве своем – несертифицированные) могут быть закрыты в любой момент.
     Еще одной проблемой для еврейских организаций, особенно на периферии, стала кадровая. Если раньше, по словам руководителей еврейских организаций при организации молодежного клуба можно было объявлять конкурс на пост его директора, то сейчас далеко не всегда сразу удается найти хотя бы одного претендента на этот пост. При этом, общий уровень претендентов весьма сильно снизился. Это вызвано несколькими причинами. Во-первых, прошла существовавшая еще 3-4 года назад мода на участие в еврейских мероприятиях. Во-вторых, существенную роль сыграло и достаточно скудное материальное обеспечение.
     При этом старшее поколение еврейских активистов уходит по возрастным причинам. Выходом из этой ситуации может стать лишь широкомасштабная программа обучения и воспитания новых общинных активистов.
     Некоторым потрясением для общины оказалось обнародование данных Всероссийской переписи населения-2002, согласно которой в стране проживает всего 230000 евреев, вместо «традиционной» цифры полмиллиона — миллион человек. Впрочем, представители еврейских организаций, комментируя итоги переписи, упирали на то, что большая часть российских евреев по разным причинам все еще опасается открыто идентифицировать себя с еврейством. Доля этих людей высока даже в Москве, считающейся достаточно либеральным и космополитичным городом. Кроме того, обращалось внимание на то, что, по сообщению ряда СМИ, во многих случаях данные копировались переписчиками из домовых книг и имеющихся баз данных, где была внесена еще «советская» национальность. Напомним, что в советские времена многие евреи стремились избежать записи своей национальности в паспорте, чтобы не подвергаться дискриминации. К примеру, у 70% председателей общин ФЕОР в паспорте нет записи «еврей». Но даже в этом случае с учетом низкой рождаемости можно прогнозировать существенное сокращение численности еврейской общины через 2-3 поколения.

Антисемиты и их поклонники
     Исчезновение СССР и спонсировавшихся сверху «антисионистских» объединений привело к практически исчезновению официального антисемитизма. Те представители официального истэблишмента, которые позволяли себе антисемитские выходки, немедля же маргнализировались, лишались своих постов и пр. В качестве примера подобной ситуации можно назвать министра печати Бориса Миронова, снятого с должности в 1994-м за резкие антиеврейские высказывания. А торжественное открытие на Поклонной горе в 1998 Мемориальной синагоги, в помещении которой расположился Музей Холокоста, в котором принимал участие Президент Ельцин, окончательно показало, что государственный антисемитизм в России изжит. Что касаемо региональных чиновников, то и они не позволяли себе открыто антисемитских выходок. Исключение составлял губернатор Кубани Николай Кондратенко, занимавшийся «борьбой с сионистами». Однако, дальше высказываний губернатор не шел, и еврейская община существовала относительно комфортно. Более серьезной проблемой стало негласное покровительство некоторых губернаторов, в том числе довольно влиятельных (губернатор Орла Егор Строев, бывший в 1995-2001 главой Совета Федерации) русским националистам, которых они рассматривали, как опору своей власти. Однако, широкому распространению этого явления мешает то, что большинство губернаторов, не говоря уж о президентах республик, сами не могу быть отнесены к «арийцам».
     Однако, на место официального антисемитизма пришел антисемитизм низовой. Антисемитские лозунги оказались написаны на знаменах т.н. «объединенной оппозиции», пытавшейся свергнуть Ельцина в 1992-1993. Новый приступ реального антисемитизма, а, особенно, связанных с эти фобий, вызвала победа радикального националиста Владимира Жириновского на выборах в Государственную Думу в декабре 1993, когда его Либерально-демократическая партия получила 24% голосов. Власти настолько переоценили это всплеск, что, по некоторым данным, во время визита в 1994-м премьер-министра Израиля Ицхака Рабина в Москву на всякий случай ввели войска для подавления возможных беспорядков. Но, к середине 1990-х массовый антисемитизм сходит на нет. Образ еврея в качестве врага становится неактуален для толпы, хотя по данным ВЦИОМ отрицательно относятся к евреям 12% Россиян. Его успешно заменяет «кавказец» (а затем вообще мусульманин-экстремист), а на Дальнем востоке – китаец. Практически все антисемитские группировки, начиная от «Памяти» и до РНЕ маргинализировались, их влияние резко упало, что, в частности, выразилось в неспособности националистов провести свих кандидатов на любых более-менее заметных выборах, или хотя бы набрать там значительный процент голосов.
     Согласно социологическим исследованиям ядро наиболее убежденных антисемитов (т.е., людей, дающих последовательно негативные ответы на большую часть диагностических вопросов) составляет массив респондентов, долю которых в общем количестве опрошенных можно оценивать примерно как 6-9%. Всего же 35%–52% населения и могут быть определены как разделяющие антисемитские взгляды в разной степени. Согласно результатам тех же социологических опросов, последовательно «проеврейские» (филосемитские) группы в обществе столь же малы, что и откровенно антисемитские: собственно их величина не превышает 10–12% опрошенных. Вместе с либерально настроенными, осознанно толерантными в этническом плане респондентами величина этого слоя достигает 18-20%. Но столь небольшой процент последовательно терпимого населения не должен быть основанием для паники – эта социальная группа обладает довольно высоким авторитетом и влиянием в обществе, поскольку там существенно больше людей высокообразованных, профессионально подготовленных, занимающих влиятельные позиции в системе массовых коммуникаций и информации, в политике и экономике, и, следовательно, оказывающих заметное влияние на общество в целом. Надо отметить, что антиеврейские выпады сосредоточены в основном в СМИ, поддерживаемых маргинальными оппозиционными партиями организациями.
     Однако, нельзя сказать, что антисемитский дискурс исчез совсем. Антисемитизмом все еще пользуются представители оппозиционных власти сил, начиная с КП РФ и «Родины», активно эксплуатирующих тему «мировой финансовой закулисы» и ее российских представителей — олигархов. При этом милиция и прокуратура бездействуют, а суды по ст. 282 УК, заменившей известную ст. 74 завершаются или оправдательными приговорами или условными сроками. Не в последнюю очередь это вызвано необходимостью доказывать наличие у обвиняемого умысла на разжигание национальной розни, что практически невозможно в том случае, если он не признается в этом сам. Один из лидеров право-левых радикалов генерал Макашов, выступивший в 1998-м с открыто антисемитскими лозунгами, вообще не был привлечен к ответственности. Оскверняются кладбища и синагоги. В 2002 москвичка Т.Сапунова серьезно пострадала, ликвидируя заминированный антисемитский плакат, стоявший на правительственной трассе в Подмосковье. Можно сказать, что антисемитизм в России подобен тлеющим углям – достаточно хорошенько подуть и может вспыхнуть пламя.
     Кроме того, появление в стране агрессивного исламского фундаментализма (обычно именуемого «ваххабизм») привело к всплеску исламского антисемитизма на Северном Кавказе, особенно в Дагестане и Чечне. Причем антисемитизм не исчез даже после того, как практически все чеченские евреи были вывезены «Сохнутом», а большинство дагестанских горских евреев перебралось в Москву и Пятигорск.
     Надо отметить также появление в 1990-х в России т.н. ревизионистов Холокоста, чьи взгляды, благодаря массовому неверию официальной историографии начали распространяться даже через художественную литературу. Кроме того, типично Российской спецификой стало распространение в 1990-е т.н. «хазарского мифа», связывающего беды Руси и России с хазарами, принявшими иудаизм и их потомками, якобы захватившими власть в 1917.

Print version
EMAIL
previous РОССИЙСКИЙ ЕВРЕЙСКИЙ МИР СЕГОДНЯ |
Александр Куранов
THE UNEXPECTED ALLIANCE :
USSR AND ISRAEL DURING THE 1940’S.
|
Laurent Rucker
next
ARCHIVE
2016  1 2 3 4
2015  1 2 3 4
2014  1 2 3 4
2013  1 2 3 4
2012  1 2 3 4
2011  1 2 3 4
2010  1 2 3 4
2009  1 2 3 4
2008  1 2 3 4
2007  1 2 3 4
2006  1 2 3 4
2005  1 2 3 4
2004  1 2 3 4
2003  1 2 3 4
2002  1 2 3 4
2001  1 2 3 4

SEARCH
NEWSLETTER

mail
www.jota.cz
www.telekritika.ua www.amo.cz
RSS
  © 2008-2017
Russkii Vopros
Created by b23
Valid XHTML 1.0 Transitional
Valid CSS 3.0
MORE Russkii Vopros

About us
For authors
UPDATES

Sign up to stay informed.Get on the mailing list.