ISSUE 3-2003
INTERVIEW
Александр Куранов
STUDIES
Василий Симаков Иван Задорожнюк Фома Парамонов
RUSSIA AND ARABIAN WORLD
Александр Куранов
OUR ANALYSES
Lubos Vesely
REVIEW
Ярослав Шимов Виктор Коган-Ясный
APROPOS
Игорь Некрасов


Disclaimer: The views and opinions expressed in the articles and/or discussions are those of the respective authors and do not necessarily reflect the official views or positions of the publisher.

TOPlist
STUDIES
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II. БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
By Фома Парамонов | журналист, Российская Федерация | Issue 3, 2003

Патриарх Московский и всея Руси
имеет попечение о внутреннем
и внешнем благосостоянии
Русской Православной Церкви
(из Устава РПЦ)

     В следующем феврале Алексею Михайловичу Ридигеру исполнится 75 лет. Этот человек, более известный как Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, на протяжении последних 13-ти лет возглавляет Русскую Православную Церковь (РПЦ) – крупнейший православный Патриархат в мире.
     Эта фигура на протяжении многих лет стабильно занимает достаточно высокие места в рейтингах самых популярных политиков России. Его нравственный авторитет в народе также высок, поскольку в послеперестроечной России на вопрос "кому вы больше всего доверяете?" люди неизменно отвечают – Церкви и армии. Согласно социологическому опросу, недавно проведенному исследовательским центром "РОМИР-Мониторинг", большинство россиян положительно относится к Алексию II и Русской Православной Церкви. Исследование нынешнего года, приуроченное к тринадцатой годовщине интронизации главы РПЦ, показало, что 47% опрошенных положительно оценивают деятельность Алексия II "для общества и страны в целом", а 44% дают ей нейтральную оценку. Отрицательную оценку дали лишь 5% респондентов.
     На Западе российский Патриарх известен гораздо меньше, разве что в узком кругу специалистов по Советскому Союзу и России, а также в христианской среде и экуменических организациях, в деятельности которых он когда-то принимал активное участие как один из первых иерархов Московского Патриархата. При этом, единственный повод для упоминания его имени в нынешней политической печати Европы – обсуждение возможности приезда в Россию Папы Римского Иоанна Павла II, чей визит, во многом благодаря принципиальной позиции российского Патриарха, до сих пор так и не смог состояться.
     Алексий II – пятнадцатый по счету Патриарх Московский с момента введения на Руси Патриаршества в 1589 г. и первый Патриарх после развала СССР. В статусе духовного лидера новой России он прошел со страной путь политических преобразований и экономических реформ. В условиях, когда Церковь выходит из "комы" после нескольких десятилетий жесткого прессинга и репрессий – быть Патриархом непросто. Нужна определенная позиция и четкое видение того курса, которым необходимо вести Церковь к возрождению и укреплению ее авторитета в обществе. Сегодня Алексий II уверенно ориентируется в общественной и политической жизни и пытается проводить сбалансированную политику, направленную на укрепление сотрудничества Церкви и государства в интересах той и другой стороны.

Юность
     Считается, что род Ридигеров (von Rudiger) происходит от одного курляндского дворянина перешедшего во время царствования Екатерины II в православие. Известно также, что в этом роду был известный полководец, герой Отечественной войны 1812 г. – генерал Федор Васильевич Ридигер.
     Жизнь будущего Патриарха, родившегося 23 февраля 1929 г. в Таллинне в православной семье, с детства была связана с Церковью. За год до начала войны 1941-1945 гг. его отец Михаил Александрович Ридигер, переехавший с семьей во время революции из Петербурга в Эстонию, сам принял священнический сан и служил в Таллинне. Алексей с раннего детства прислуживал в храме, был иподьяконом у возглавлявших в разное время Эстонскую епархию архиереев. По рассказам самого Патриарха он очень любил церковную службу и 10-летним мальчиком, соорудил в сарае игрушечную церковь, где у него были игрушечные облачения и утварь.
     О том, что с самого детства Алексей Ридигер видел себя в роли священника свидетельствует не только игра в священника, но и тот факт, что уже в возрасте 17 лет, молодой человек попытался поступить в семинарию, куда его, впрочем, не взяли по возрасту, так как в духовные школы принимали только с 18 лет. Год спустя он поступил в ленинградскую духовную семинарию, сразу на 3-й курс, сдав экзамены экстерном.
     Детство Патриарха прошло в независимой Эстонии. Его семья свободно исповедовала православие, сам Алексей имел духовника – протоиерея Иоанна Богоявленского (будущий епископ Таллиннский Исидор), еще до войны ходил на богословские курсы в Таллинне. В это время в Прибалтике (в частности в Риге) шла активная религиозная жизнь. Русские эмигранты образовали религиозные кружки, активная деятельность русского духовенства привлекала эмигрантов. Родители будущего Патриарха вместе с сыном совершали паломничества в монастыри: Пюхтицкий, Псково-Печерский, Валаамский и т.д.

Карьера
     Поражает, с какой скоростью будущий Патриарх сделал церковную карьеру. В 1949 г. он заканчивает семинарию "по первому разряду", пройдя четырехлетний курс за 2 года. В этом же году он поступает в Академию, и почти в это же время умирает его духовный отец и покровитель – Таллиннский епископ Исидор, а во главе Таллиннской епархии временно встает митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков). Последний предлагает Алексею закончить Академию экстерном и принять сан. Далее события развиваются со стремительной для времени позднего сталинизма и хрущевского прессинга на Церковь скоростью:

  • 15 апреля 1950 г. А. Ридигер рукоположен в диакона.
  • 17 апреля 1950 г. – в священника, назначен настоятелем Богоявленского храма г. Йыхви.
  • В 1953 г. закончил Ленинградскую Духовную Академию, защитив диплом на тему «Митрополит Филарет (Дроздов) как догматист».
  • 15 июля 1957 г. священник Алексий Ридигер переведен в университетский г. Тарту и назначен настоятелем Успенского собора.
  • 17 августа 1958 г. о. Алексий возведен в сан протоиерея.
  • 3 марта 1961 в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры пострижен в монашество.
  • 3 сентября 1961 рукоположен в сан епископа, назначен епископом Таллиннским и Эстонским.
  • 14 ноября 1961 епископ Алексий назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата (ОВЦС).
  • 23 июня 1964 возведен в сан архиепископа.
  • 22 декабря 1964 архиепископ Алексий назначается Управляющим делами Московской Патриархии, и становится Постоянным членом Священного синода. На этом посту он пробыл 22 года.

     Карьера была сделана поразительно быстро. Удивительно, впрочем, не только то, что в 32 года священник Алексий стал епископом Таллиннским – случаев ранней хиротонии в новейшей истории РПЦ достаточно много, а то, что уже в возрасте 35 лет он становится Управляющим делами РПЦ, то есть занимает второй по значимости пост в Церкви после Патриарха, и постоянным членом Священного Синода – главного руководящего органа РПЦ, состоящего из нескольких епископов и принимающего все самые важные церковные решения.

Таллиннский период
     За время пребывания на Таллиннской кафедре Алексий проявлял очень большую активность направленную на сохранение православия в советской Эстонии. Ему удалось спасти от закрытия, а иногда и сноса, Пюхтицкий монастырь (после посещения монастыря иностранными делегациями, власти уже не могли его закрыть), таллиннский кафедральный Александро-Невский собор, самое старое здание Таллинна – храм в честь Казанской иконы Божией Матери, на месте которого планировалось построить автомагистраль.
     Молодой Таллиннский епископ выглядел весьма перспективным как в глазах церковной власти (искренний, верующий, болеющий за нужды Церкви, а главное активный и находящий общий язык с властью), так и светской, без санкции которой такая быстрая карьера в те времена не могла состояться. Практически сразу же после рукоположения молодого священника, а затем и епископа начали посылать в загранкомандировки, что в условиях того времени также не могло происходить без ведома спецслужб.
     После провала ГКЧП в 1991 г. на волне разоблачений и гласности некоторые архивы КГБ стали достоянием общественности. В то время Глеб Якунин (бывший священник, ныне отлученный от Церкви, и депутат) работал с архивами КГБ в рамках парламентской Комиссии по расследованию причин и обстоятельств ГКЧП. Среди отчётов он обнаружил данные о неком агенте "Дроздове", и по ряду биографических совпадений в архивных описаниях сделал вывод, что агент «Дроздов» есть никто иной, как нынешний Патриарх Алексий II. Впрочем, достоверных подтверждений этому обстоятельству так и не было обнаружено.
     Другое обстоятельство из биографии Патриарха Таллиннского периода, которое не отражено ни в одной официальной биографии – женитьба Алексея незадолго до рукоположения. Многие российские издания неоднократно публиковали материалы об этом факте и даже размещали фотографию молодого А. Ридигера с супругой Верой Георгиевной Алексеева. По версии газеты «Московские Новости» (22.05.01) брак был заключен для того, чтобы Алексей мог принять сан и тем самым избежать службы в армии. Действительно уже через четыре дня после свадьбы Алексея рукополагают в дьяконы, а еще через два – в священники. Брак продлился несколько месяцев и распался. Спустя 11 лет за полгода до своей епископской хиротонии молодой священник принял монашество в загорской Троице-Сергиевой Лавре. Любопытно, что, по сообщению тех же «Московских Новостей» на посту епископа Таллиннского он сменяет своего бывшего тестя епископа Иоанна (Алексеева).
     Другой важный момент – рукоположение будущего патриарха в епископы возглавлял епископ Никодим (Ротов), ровесник Алексия II. Фигура епископа Никодима здесь весьма значима. В 60-70х гг. этот человек, которого также неоднократно обвиняли в сотрудничестве с безбожной властью, воспитал огромное количество будущих церковных служителей, многие из которых сегодня стоят на самом верху церковной иерархии. Своей задачей он считал любыми возможными средствами создать новые церковные кадры, утраченные за годы гонений. Никодим был одаренным политиком и виртуозно умел убеждать власть и добиваться своего. В судьбе будущего Патриарха он также сыграл определенную роль, на что, в частности, указывается во всех официальных биографиях нынешнего патриарха. Через несколько месяцев после принятия епископского сана Таллиннский архиерей Алексий стал заместителем Никодима по Отделу внешних церковных сношений (церковный МИД) и сразу же в составе делегации РПЦ был направлен на первое Всеправославное совещание на о. Родос, потом в Нью-Дели для участия в III ассамблее ВСЦ. Начиная с 1964 г. епископ Алексий был избран президентом Конференции Европейских Церквей (КЕЦ). Об этом времени Патриарх вспоминал позднее: «В эти годы было утеряно чувство дома, я даже считал, что 34-й поезд, который курсирует между Таллинном и Москвой, стал моим вторым домом. Но, признаюсь, я с радостью хотя бы на время отрешался от московских дел и ждал этих часов в поезде, когда можно было почитать и побыть наедине с собой».
     Далее в биографии будущего Патриарха было еще много руководящих постов: руководство Пенсионным комитетом; участие в подготовке Поместного Собора 1971 года, на котором выбрали нового Патриарха Пимена (Извекова); член Комиссии по подготовке и проведению празднования 50-летия (1968) и 60-летия (1978) восстановления Патриаршества в РПЦ; участие в работе Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси; член Комиссии по христианскому единству и межцерковным сношениям и т.д. В 1968 г. Архиепископ Алексий получает сан митрополита. Обычно на этом карьера каждого церковного деятеля заканчивается, потому что выше может быть только патриарший престол. Но у митрополита Алексия, рано достигшего верха церковной иерархии карьера на этом не закончилась.

Письмо Горбачеву
          В 1985 г. к власти в Советском Союзе пришел Михаил Горбачев, начались необратимые процессы экономического развала страны и постепенной либерализации общества. Но старая советская система долго не хотела сдаваться. Религией в стране по-прежнему руководил Совет по делам религий и его уполномоченные на местах. А это означало, что ни одно значимое церковное решение не могло быть принято без согласования с властями, более того, даже в периферийных городах духовенство полностью зависело от уполномоченного.
     17 декабря 1985 г. митрополит Алексий направил письмо Михаилу Горбачеву, в котором поставил вопрос о необходимости пересмотреть существующую систему церковно-государственных отношений. Суть письма сводилась к следующему. Церковь должна быть реально отделена от государства. За всю многовековую историю России православие находилось в тесной смычке с государством, Церковь не была отделено от власти и в советский период. До конца 1980-х государство активно вмешивалось во внутреннюю жизнь Церкви. В связи с этим управляющий делами Московской Патриархии митрополит Алексий предложил пересмотреть законодательство о религии, дабы предоставить РПЦ реальную самостоятельность. Однако, его письмо было разослано всем членам Политбюро ЦК КПСС и одновременно Совет по делам религий указал на то, что поднимать такие вопросы без согласования не следует. В результате митрополит Алексий был отстранен от должности управляющего делами, а также снят с других постов и определен на Ленинградскую и Новгородскую кафедру с поручением управлять Таллиннской епархией.
     Новый закон о свободе совести, решительно отделивший Церковь от государства, был принят только в 1990 г., когда митрополит Алексий вместе с другими иерархами РПЦ был избран народным депутатом СССР (с марта 1989 по январь 1991 г.). Будущий Патриарх находился в составе комиссии по закону о свободе совести, которая разработала новое законодательство. Новый закон дал полную свободу в религиозной сфере. Такой свободы российское общество не получила ни в экономическом, ни в политическом плане, только в области религии. В том же году был распущен Совет по делам религий. Новое законодательство запрещало в дальнейшем (8-я статья) создание органов государственной власти, осуществляющих контроль за религией. Вплоть до сегодняшнего дня РПЦ отстаивает свою прежнюю позицию – государство должно быть отделено от Церкви, никакого государственного органа по делам религий быть не должно. Несмотря на это российское государство довольно быстро опомнилось, поняв, что религию все-таки нужно как-то контролировать (во многом поводом здесь стал общественный, в том числе православный ажиотаж по поводу т.н. тоталитарных сект). В 1997 г. был принят новый, более совершенный, закон о свободе совести, в котором статья о недопустимости создания госоргана по делам религий уже отсутствует. Впрочем, такого рода орган не создан до сих пор, хотя дискуссии о том должен ли он быть и каким он может быть ведутся. Будет ли он создан, несмотря на активное сопротивление Русской православной Церкви, живо помнящей времена советских гонений – покажет время.

Патриаршество
     7 июня 1990 г. на Поместном Соборе РПЦ ленинградский митрополит Алексий избран на Патриарший Престол, оставшийся вакантным после смерти предыдущего Патриарха Пимена (Извекова). Сам Алексий II впоследствии писал о заседаниях Собора: «Я почувствовал растерянность многих, увидел растерянность на некоторых лицах — где же указующий перст? Но его не было, приходилось решать самим». За митрополита Алексия (Ридигера) проголосовали 139 человека, за митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана) – 107 и за митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Денисенко), ушедшего вскоре в раскол с РПЦ и организовавшего собственную Церковь на Украине – 66. Во втором туре за митрополита Алексия проголосовали 166, а за Владимира — 143 члена Собора.
     Первые годы патриаршества Алексия II были временем самоопределения страны, периодом перераспределения политических и экономических ресурсов. Один за другим случались политические кризисы: август 1991 г. – путч и попытка отстранения Горбачева от власти, сентябрь-октябрь 1993 г. – противостояние исполнительной и законодательной власти, штурм Ельциным Белого Дома.
     В условиях становления новой государственной системы Церковь должна была заявить себя на политическом пространстве страны, приобрести авторитет. Во многом, этому способствовал активный интерес к вере, к ранее запретной теме, огромного количества граждан. Происходили массовые крещения, причем не только в православной, но и в протестантских Церквах, а также приток верующих во все религиозные организации. Именно тогда распространилось мнение, поддержанное РПЦ, что православных в стране насчитывается вплоть до 80% населения. Последнее, однако, не подтвердили серьезные социологические опросы. Историки уже называют этот период временем краткого религиозного возрождения России, пошедшего на спад к середине 1990-х годов.
     Путч 19-22 августа 1991 г., когда часть партийной номенклатуры и силовых ведомств СССР попыталась свергнуть Горбачева, вызвал массовый протест. На улицы Москвы вышли горожане, были построены баррикады, в город введены танки. Массовое возмущение и опасения, что советская власть возьмет реванш, взбудоражили общество. Однако путчисты потерпели поражение, и в результате советская власть в лице Государственного Комитета по Чрезвычайному Положению (ГКЧП) пала. Советский Союз прекратил свое существование.
     Во время путча Церковь заняла выжидательную позицию. Она опасалась открыто выступить в чью-либо поддержку. Голос Патриарха зазвучал только 23 августа на следующий день после того как ситуация прояснилась и победитель определился. В своем Послании к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви Святейший Патриарх писал: «В дни, которые только что довелось пережить нам, кончился Промыслом Божиим период нашей истории, начатый в 1917 г. Отныне уже не может вернуться время, когда одна идеология владела государством и пыталась навязать себя обществу, всем людям. Коммунистическая идеология, как мы убеждены, никогда более уже не будет государственной в России... Россия начинает труд и подвиг исцеления!».
     Двумя годами позже, осенью 1993 г. президент России Борис Ельцин расстрелял из танков Белый Дом. Общество восприняло это как борьбу демократического президента с коммунистическим парламентом и одобрило действия Ельцина. На этот политический кризис Патриархия отреагировала более оперативно и продумано – Патриарх от лица Церкви занял позицию политического посредника и попытался разрешить спор двух сторон.
     Во время событий 1993 г. Алексий II срочно прервал свой визит в США и вернулся на родину. В Даниловом монастыре в Москве при посредничестве священноначалия РПЦ состоялись переговоры представителей двух противоборствующих сторон. И хотя переговоры не увенчались успехом и не привели к соглашению, Церковь продемонстрировала, что находится над политикой и выступает за консолидацию общества независимо от политических пристрастий тех или иных его частей. Через год на Архиерейском Соборе 1994 г. РПЦ запретила своим священнослужителям избираться в органы власти, официально заявив, что Церковь как институт должна находиться вне политики.

***

     За время патриаршества Алексия II Русская Православная Церковь определилась по многим вопросам своей внутренней и общественной жизни. Была принята социальная концепция РПЦ, определяющая позицию Церкви по многим общественно-политическим вопросам, два раза изменялся церковный устав. С 1989 по 2000 гг. число епархий РПЦ выросло с 67 до 130, количество монастырей — с 21 до 545, число приходов увеличилось почти в 3 раза (около 20 тыс.), число священнослужителей — с 6893 до 19417.
     В 1997 г. при активном лоббировании со стороны Церкви было принято новое законодательство о свободе совести и религиозных организациях. Закон 1997 г. до сих пор регулирует церковно-государственные отношения в России. В тексте преамбулы к закону, которая, впрочем, не имеет юридической силы, признается «особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры», а также указывается, что государство с уважением относится к «христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России».
     Правда, остались и многие нерешенные пока что проблемы, например отношения с Римско-Католической Церковью. Прежде всего, они осложняются тем, что Папа Римский Иоанн Павел II хочет приехать в Россию с пастырским визитом, чего российский Патриарх, считающий Россию и многие страны СНГ своей канонической территорией, допустить не может. Напряженными пока что остаются и отношения между Московским и Константинопольским Патриархатом. Русская Православная Церковь на настоящий момент является самой многочисленной и сильной среди Поместных Православных Церквей, своего рода гарантом сохранения православия в мире. В этой связи, Константинопольская Церковь, традиционно называемая Вселенским Патриархатом, то есть главным православным центром мира и первой среди поместных православных Церквей, не может не видеть в московском Патриархе соперника, де-факто становящегося лидером всего православного мира.
     Одной из главных задач во внутренней политике, которую ставит перед собой Московская Патриархия, и на которую работает и сам Алексий II – получение государственной поддержки в ряде общественно-политических инициатив Церкви, которые обозначаются термином церковно-государственное партнерство: например, введения в школы православного предмета, увеличение налоговых льгот, восстановление постоянного института военных и тюремных священников, государственное финансирование социальных церковных проектов и т.д. и т.п. Многое удается. При этом политическая позиция самого Патриарха - дистанцирование Церкви от власти и открытость всем институтам современного общества с целью конструктивного сотрудничества.
     Резко ухудшившееся год назад здоровье Алексия II заставило его все реже появляться на публике. Еще в 1973 г. Патриарх перенес инфаркт миокарда, после чего несколько месяцев не совершал богослужения. Осенью прошлого года – микроинсульт. Прошлой весной – затяжное воспаление легких. Каждое богослужение или выступление наглядно демонстрирует, что Патриарх действительно серьезно болен, речь и богослужения, даются ему с большим трудом. Последний год российская пресса пестрит прогнозами о будущем преемнике Алексия II. Кто им станет, покажет время. Ясно одно: фигура нынешнего Патриарха Московского войдет в историю вместе с той переходной эпохой в жизни страны, которая уже постепенно уходит в прошлое.

Print version
EMAIL
previous РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В НАЧАЛЕ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ: НЕИЗБЕЖНОСТЬ ТРАНСФОРМАЦИИ |
Иван Задорожнюк
РОССИЯ ВСЕГДА БЫЛА ДЛЯ АРАБОВ ЛИШЬ «РАЗМЕННОЙ МОНЕТОЙ» |
Александр Куранов
next
ARCHIVE
2017  1 2 3 4
2016  1 2 3 4
2015  1 2 3 4
2014  1 2 3 4
2013  1 2 3 4
2012  1 2 3 4
2011  1 2 3 4
2010  1 2 3 4
2009  1 2 3 4
2008  1 2 3 4
2007  1 2 3 4
2006  1 2 3 4
2005  1 2 3 4
2004  1 2 3 4
2003  1 2 3 4
2002  1 2 3 4
2001  1 2 3 4

SEARCH
NEWSLETTER

mail
www.jota.cz
www.telekritika.ua www.amo.cz
RSS
  © 2008-2017
Russkii Vopros
Created by b23
Valid XHTML 1.0 Transitional
Valid CSS 3.0
MORE Russkii Vopros

About us
For authors
UPDATES

Sign up to stay informed.Get on the mailing list.