ISSUE 3-2008
INTERVIEW
Lubos Vesely
STUDIES
Sergei Marchenko Ян Белакрывский Irina Vidanava
RUSSIA AND WHAT NEXT
Jaroslav Basta
OUR ANALYSES
Olga Ros
REVIEW
Богдана Костюк
APROPOS
Petr Labut


Disclaimer: The views and opinions expressed in the articles and/or discussions are those of the respective authors and do not necessarily reflect the official views or positions of the publisher.

TOPlist
STUDIES
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В СОВРЕМЕННОМ БЕЛАРУСКОМ ТЕАТРЕ И КИНО
By Ян Белакрывский | публицист и поэт, Беларусь | Issue 3, 2008

     За годы относительной независимости самосознание беларуской нации несоизмеримо выросло. Теперь большинство определяет себя не по религиозной принадлежности (если православный – то русский; если католик – то обязательно поляк), как было раньше. Думающая молодежь активно интересуется историей, возрождает национальные традиции, изучает и пропагандирует беларуский язык. Даже государство в последнее время начало поиски фундамента национальной беларуской идеологии.
     Не последнюю роль в этом отыгрывает роль самых востребованных видов искусства – театра и кино, где историческая тематика занимает одно из главенствующих мест, что связано не только с работой старших поколений художественной элиты страны, но и с приходом молодых драматургов, сценаристов, актеров и режиссеров, которые выросли и возмужали не в советской империи, а в своем беларуском доме. Ментальность этих людей базируется на национальных и общеевропейских ценностях, поэтому и контекст беларуского искусства театра и кино, особенно в молодежной культуре («Свободный театр», драматургия Г. Кузьминой, Г. Тисецкого, А. Курейчика и т.д.), теперь носит национальный, а не имперский характер. В советскую эпоху тотальное российское воздействие имело главенствующее значение над своим, беларуским. Последнее воспринималось проимперски настроенными элитами старших поколений, как второстепенное, отмирающее, «местчковое». Во времена СССР беларусы были обязаны создавать общесоветскую культуру, забыв о своих национальных приоритетах. Безусловно, подобное сознание не могло дать ничего хорошего для развития Беларуси нежели творческие поиски национально мыслящих художественных элит.

Театр
     Сегодня уже можно смело говорить, что в Беларуси за последние десятилетия сложилась собственная школа историзма в литературе и искусстве, апеллирующая к шекспировскому методу анализа и философско-образного обобщения, основанном на непосредственно исторической фактологии.
     Еще со времен прогремевших на всю Европу и бывший СССР пьесу «Рядовые» (1985 г.) – психологическая драма о судьбах солдат Второй мировой войны – творчество Аляксея Дударава, самого востребованного режиссерами национального драматурга, явственно показало, что главным «коньком» писателя является именно «шекспировский» жанр.
     В 1998 году на сцене главного драматического, Купаловского театра, Аляксеем Дударавым был поставлен средневековый «блокбастер» «Князь Вітаўт» («Князь Витавт») – наиболее популярный за последние годы, особенно среди молодежи, спектакль. В основу творчества драматурга и актера положен скрупулезный исторический анализ, где художественная реальность не голословна, а базируется на конкретных исторических фактах без лишней предвзятости, но безусловно показывает главенствующую роль беларуского этноса (известного в Средние века, как литвинский) в формировании и становлении Великого Княжества Литовского. Этот славянский аспект в истории ВКЛ позволяет считать ВКЛ прообразом современной беларуской нации и государства.  Вслед за «Князем Витовтом» возникли две новые дударовские постановки: балет «Страсти» (2000 г.), поставленный известным хореографом В. Елизарьевым, и новый «блокбастер» «Полочанка» (2001 г.) режиссера А. Андросика по пьесе Аляксея Дударава «Рагнеда». Оба произведения посвящены истории средневековой Полотской Руси, так называемой колыбели беларуской державности, снискавшие большую популярность у беларуской публики. Последние годы с огромным успехом на сценах беларуских театров идет очередной драматургический хит именитого автора – «Чорная панна Нясвіжа» («Черная дама Несвижа»), поставленный в 2003 году Национальным Академическом театром им. Я. Купалы, а затем рядом областных драматических театров. Это история трагической любви святой Барбары Радзивил, покровительницы молодых незамужних беларусок, и короля Речи Посполитой Жигимонта ІІ.
     После провозглашения независимости все русские театры (5 областных и Минский русский драматический театр им. Горького) утратили свое значение имперской пропаганды российской культуры. Начало 1990-х стало толчком национального возрождения, поменяло государсвтенные приоритеты и в области театрального искусства, поэтому творчество таких драматургов как А. Дудурав, А. Дзяленьдзик, А. Петрашкевич и других, пришлось как никогда кстати и в бывших русских театрах. Сейчас в Национальном Академическом театре им. М. Горького (бывшем Русском театре Республики Беларусь) известным режиссером Б. Луценко готовиться к премьере еще одна работа А. Дударава на историческую тематику о просветительнице 12 века и покровительнице беларуского народа «Ефросинья Полотская».
     Безусловно, А. Дударав – автор более 100 пьес и спектаклей, крупнейший беларуский драматург современности – наиболее востребован театром и кино. Чего, к сожалению, не скажешь о других авторах. В каком-то смысле достаточно неплохо идут спектакли по историческим произведениям известных драматургов Сяргея Ковалева («Тристан и Изольда», 2000 год) и Зиновия Сагалова («Полеты с ангелом. Витебские фантазии Щагала», 2005 год), а также представителя молодого поколения Андрея Курейчика («Потерянный рай», «Пьемонский зверь» и «Понтий Пилат»). 28-летний драматург добился успеха не только в Беларуси, но и в России, где он, правда, больше известен как сценарист художественного фильма «Любовь-морковь» и других кичеобразных произведений. Скорее всего это связано не с творческой потребностью автора, а с желанием хорошо заработать, ибо Москва, как и Варшава, для образованных беларусов, как правило свободно владеющих несколькими европейскими языками, в том числе русским, польским и украинским, не являются закрытыми площадками. Но очень часто там доминирует индустрия популярной культуры с большими бюджетами и широкой славой, но отдающая предпочтение произведениям на потребу дня, зачастую низкого качества, однако рассчитанных на массовое потребление и быстрый успех.
     Таким «двойным» путем в искусстве идут многие беларуские драматурги, сценаристы, режиссеры и актеры. Пример одаренного режиссера и театрального педагога Микалая Пинигина в данном случае показателен. Один из лидеров национальной театральной режиссуры, он с одной стороны активно ставит беларускую историческую классику – «Тутэйшыя» Я. Купалы (1988 г.), «Вифлиемское дитя» на основе народного эпоса на известнейший библейский сюжет (1990 г.), «Новая земля» Я. Коласа (2005 г.), «Пинская шляхта» В. Дунина-Мартинкевича (2008 г.); а с другой стороны Пинигин зарабатывает куда большие деньги на постановках низкопробных мелодрам-однодневок, как в Беларуси, так и по всей России. 
     Подобные «гламурные» тенденции, к сожалению, активно проникают и в современную беларускую культуру, но именно исторический жанр во всем своем разнообразии наиболее интересен, как самим авторам, так и беларуской публике. И связано это в первую очередь с ростом национального самосознания беларусов.
     Сегодня в национальную литературу пришло многоликое молодое поколение драматургов и сценаристов. Таких процессов Беларусь не переживала с начала 20-го века. Но, к огромному сожалению, этот неисчерпаемый поток оригинальной драматургической литературы слабо востребован в театре и кино, хотя диапазон тем широк и охватывает самые разные аспекты многовековой истории нашей страны. Это пьесы Ганы Кузьминой, посвященные освободительным восстаниям XIX века под предводительством национальных героем Эмили Плятер и Кастуся Калиновского против российских захватчиков, драма Анатоля Шурпина «Екатерина II Великая, или то что хочет мадам», пьесы, посвященные знаковым личностям нашей истории и т.д. На базе Министерства культуры проводятся разнообразные конкурсы, связанные с поиском новых сценарных и драматургических произведений, но при внешней демократии правил и требований и показной непредвзятости в отношении авторов, как и все в Республике Беларусь, эти акции носят отпечаток голословности: премии раздаются своим, «проверенным», а неизвестные, хотя и талантливые авторы почти всегда остаются «за бортом» поощрений и возможностей. Возможно потому и практика набора курсов будущих сценаристов и драматургов в беларуских творческих ВУЗах была прекращена, а в обществе был посеян миф «об отсутствии интересной и профессиональной драматургии в Беларуси», что позволило некоторым особо рьяным чиновникам тут же отказаться от беларуского драматургического материала на историческую тематику в пользу небеларуских авторов. Например, известное произведение Б. Васильева «А зори здесь тихие», в беларуской обработке шаблонного характера, было поставлено по специальному заказу Министерства культуры в 2005 году почти в половине драматических театров страны во время празднования очередного юбилея окончания Второй мировой войны, хотя дефицита собственной исторической литературы этого периода беларусы не испытывали никогда. Но даже известный во всем мире Василь Быков, который однако выступал с резкой критикой режима Лукашенко, с огромным трудом «пробился» на подмостки Купаловского театра, где над бессмертной «Альпийской балладой» кряхтел целый взвод контролирующих органов.
     Казалось бы безобидное произведение беларуского номинанта на Нобелевскую премию, ведущего представителя военного и христианского экзистенционализма Центрально-Восточной Европы о любви беларуского парня и итальянской девушки, сбежавших из нациского концентрационного лагеря в Альпах, не могло вызвать никакой критики со стороны государственных цензоров. Но в современной Беларуси существует табу на определенные исторические темы, в том числе и некоторые аспекты Второй мировой войны, как существует и запрет на творчество некоторых авторов, осмелившихся открыто критиковать режим, как это делал народный писатель Василь Быков, вне зависимости от их достижений и знаменитости.
     Сегодня в Беларуси даже мертвые опасны!.. Только в этом году власти позволили осуществить театральную постановку по произведениям известного диссидента, классика беларуского исторического романа Уладзимира Караткевича. Исторический эпос «Каласы пад серпоп твоим» («Колосья под серпом твоим») наконец-то был поставлен на сцене минского Театра беларуской драматургии известным режиссером Валерием Анисенко.
     Безусловной проблемой для востребования современной национальной литературы, как в театре, так и в кино, является «политическая благонадежность инженеров человеческих душ» в отношении существующей власти. Учитывая, что основные возможности сконцентрированы в руках государства, многие представители национальной элиты ощущают постоянный прессинг со стороны власть предержащих и являются чуть ли не диссидентами. Поэтому в Беларуси сегодня развиваются две беларуские культуры: официальная, имеющая открытый проимперско-российский характер, а также налет пост-советской кичевости и провинциальности, и неофициальная – протестная, ищущая, ориентированная на национальное наследие, а также европейские ценности и зачастую впадающая в крайности.
     Согласно официальной пропаганды беларуская история до 1917 года по существу не имеет серьезного значения. В ее основе государственной идеологии – советская концепция Второй мировой войны, где Беларуси отведено место западного форпоста сталинской империи. Большинство творческой элиты воспринимает подобную трактовку как примитивную, а потому исторические темы являются краеугольным камнем преткновения.  
     Безусловно, в данных условиях работать, особенно молодому поколению, мягко говоря, непросто, когда личностная и творческая состоятельность авторов оценивается не уровнем художественных их произведений, а прежде всего через призму их общественно-политической позиции. Поэтому большинство ведущих молодых драматургов остаются невостребованными, в том числе и авторы, пишущие на историческую тематику – Г. Кузьмина, С. Патаранский, Г. Тисецкий, А. Шурпин. Поскольку история – «это ключ ко всему сущему современности», внимание к этим особам и их творчеству со стороны цензоров повышенное.
     Попытка организовать и зарегистрировать «Ассоциацию беларуских драматургов и сценаристов» утонула в бюрократической рутине и откровенном нежелании государственных чиновников регистрировать независимую общественную организацию. В творческих ВУЗах страны начались идеологические зачистки и «охоты на ведьм», в ходе которых сотни молодых одаренных режиссеров, актеров, писателей и журналистов лишаются работы, средств к существованию и возможности учиться.      
     Естественно, что такая ситуация не способствует серьезному развитию театральной культуры в объеме создаваемой литературы, в том числе и исторического направления, авторы которого исследуют не только прошлое своего народа, скрытые страницы войн ХХ века, но также пишут о современной истории, факты которой стали значимы для беларуского общества, благодаря беларуской демократической революции начала ХХI века. В этом контексте наиболее ярким театральным проектом стал негосударственный альтернативный «Свободный театр», где, благодаря усилиям режиссера Владимира Шчэрбаня и актрисы Яны Русакевич были поставлены спектакли «Поколение джинс» (2006 г.) и «Быть Гарольдом Пинтером» (2007 г.), за которые коллектив единственного независимого беларуского театра получил ряд престижных европейских премий.
     Если говорить о современных методах, имеющих свои истоки в научно-популярных и модернистических направлениях литературы, т.н. внедрения древней истории в сегодняшнюю реальность, то необходимо отметить интересные эксперименты, как в литературе, так и на сцене, связанные со знаковыми личностями для беларуской нации и государственности. Такие выдающиеся фигуры беларуской культуры и политики, как Рагвалод и Рагнеда, известные всему миру Гедыминовичи и Радзивилы, Францыск Скарына и Адам Мицкевич, Алаиза Пашкевич и другие уже давно обрели прописку на сценах своей исторической вотчины. Но в современном театре, благодаря иллюзии «машины времени», многие из них действуют в предлагаемых обстоятельствах сегодняшнего дня.
     Так, например, к очередному юбилею духовных лидеров беларуского национального возрождения Янки Купалы и Якуба Коласа, были поставлены посвященные им спектакли «Сны о Беларуси» (2005 г.) режиссера Владимира Савицкого и «Земля обетованная» (2005 г.) режиссера Виталя Барковского, которые используют новаторские формы и переносят героев их прошлого века в век нынешний. Про Янку Купалу беларускими драматургами в последние годы было написано более двадцати пьес, самыми яркими из которых являются «Мой любимый поэт» А. Курейчика, «Замученный гений» Г. Тисецкого, «Отрезвитель» С. Патаранского, где действие происходит в экстремальных обстоятельствах наших дней в Беларуси, а национальный пророк общается с представителями поколения XXI века. 
     Завершая театральную главу, невозможно не обратить внимания и на историческую драматургию христианского направления, а также постановки, созданные на основе библейских сюжетов. Учитывая непростой исторический путь Беларуси, подобное обращение к христианской тематике выглядит, как мне кажется, совершенно закономерным.
     Если известный режиссер Борис Луценко только мечтает об открытии «Театра под куполами» - студийного проекта христианского направления, то многими молодыми драматургами уже создано много произведений на религиозную тематику. Среди них пьеса о прокураторе Понтии Пилате А. Курейчыка (2004 г.) и произведения С. Патаранского, написавшего серию пьес на библейские сюжеты, самыми яркими из которых являются мистерия «Тайная вечеря» и апокрифическуя история о первом любовном треугольнике «Волшебная песня Лилит» (2005 г.), поставленная автором на сцене минского театра Беларуской драматургии. 
     В целом, восприятие истории Беларуси, как части общеевропейского исторического процесса, рождает в самих беларуских творцах самостоятельную оценку и творческую переработку любого исторического материала.

Кино
     Кино, наверное, самый болезненный вопрос для всего беларуского культурного процесса. И вправду, кинематограф – слишком дорогая игрушка, особенно, если говорить об исторических постановках. Хотя кому-кому, а Беларуси и России, очнувшимся после почти векового дурмана исторического обмана, смачно затравленного красной идеологией, историческое кино, как мне кажется, необходимо снимать в первую очередь. Это еще в советское время очень хорошо осознавали поляки, создавшие незабываемые кинематографические шедевры мирового уровня в то время, как у нас народ кормили китчевыми сказками о «вечно сражающихся людях из стали».
     То, что хорошо понимали западные соседи беларусов, сами беларусы начали осознавать только теперь, когда возможности беларуского кинематографа ограничены, а непрофессиональные и боязливые чиновники не позволяют, чтобы национальный кинематограф заговорил уверенным голосом на историческую тематику. Ситуацию как нельзя лучше характеризует крылатая современная беларуская поговорка: «Не боюсь министра культуры, а боюсь культуры министра». Официальная пропаганда с опаской относится к поискам творческой элитой истоков национального патриотизма в древней истории Беларуси. Приоритет отдается старым, стереотипным образам и темам. История Второй мировой по-прежнему трактуется настолько одиозно, что сами беларусы называют свою национальную киностудию не иначе как «Партизанфильм» (вместо официального «Беларусьфильма»). На экраны страны выбрасывается огромное количество малоинтересных в художественном и содержательном плане работ на военную тематику, на мифах которой современная власть выстраивает государственную идеологию, которая, как ни парадоксально, отвергает большинство патриотических ориентиров и национальных ценностей собственного народа. И в последнее время, несмотря на отмену властью маратория на неформальную культуру и некоторое ослабления прессинга на диссидентов, ситуация мало изменилась к лучшему.
     К работе в государственных структурах и сегодня не допускаются те, кто открыто заявляет о своей гражданской позиции, как например, легендарный режиссер Валерий Мазынский, известные театральные художники Алесь Пушкин и Алесь Марачкин, ряд пишущих для театра и кино композиторов – Лявон Вольский, Юрий Выдронак, Олег Хоменко т другие. Национальная история трактуется также тенденциозно, как и ранее, исходя из политический соображений Идеолагического управления при администрации президента РБ.
     К примеру, государство не нашло денег для признанного мастера, Михаила Пташука, на съемки фильма, посвященного Грюнвальдской битве 1410 года - крупнейшего сражения в средневековой Центрально-восточной Европе, в которой беларусы сыграли ведущую роль. Но зато изыскались возможности на съёмки очередной пропагандистской сказки «В августе 44-го», рассказывающей о том, как «стальные монстры в советском камуфляже беспощадно добивают остатки калабарационистской контры». Рыночная бесперспективность этого дорогого нафталинового проекта, исполненного в лучших традициях соцреализма, была очевидна с момента его запуска в прокат. Очень жаль, что подобная несуразица стала последней работой легендарного беларуского кинорежиссера. Не спасло даже участие звезды современного российского кино, актера Евгения Миронова.
     Несмотря на то, что проблема серьезного подхода к сценарному материалу именно на историческую тематику не раз обсуждалось на всех уровнях беларуского общества, единственной работой о войне, стоящей внимания думающий публики, стал психологический боевик Александра Кудзиненко «Оккупация» (известная на Западе под названием «Mysterium Occupatio»), принесшая режиссеру европейскую известность и запрещенная цензурой к показу в Беларуси (2005 г.).
     1990-е годы стали катастрофой для государственного кинематографа в Беларуси. Национальной киностудией были безответственно разбазарены профессиональные кадры и материальная база. Известные патриархи национального кино не востребованы. Только благодаря поддержке российских коллег, беларуские власти наконец вспомнили об Игоре Добролюбове, старейшем беларуском кино классике, которому, однако, и сегодня не дают снять последний сценарий, написанный Василем Быковым, «Желтый песочек».    
     Пока одни мастера гибнут в безызвестности, а другие эмигрируют на Запад или в Россию, на «Беларусьфильме» царствуют московские телесериальщики, активно используя самую дешевую киноплощадку в Европе в своих нуждах. У беларуских кинематографистов возможностей снимать на своей собственной киностудии значительно меньше.
     Единственным достижением за последние годы в масштабном историческом кино Беларуси можно считать фильм режиссера Владимира Елхова по сценарию Алеся Дзялендзика «Анастасия Слуцкая» -- средневековый психологический боевик о жизни легендарной беларуской княжны, страстно любившей и также страстно сражавшейся с врагами, как с Запада, так и Востока. Хотя широко разрекламированный фильм вызвал неоднозначную оценку у критиков и публики, безусловной удачей фильма является роль Анастасии, княжны Слуцкой, жившей в эпоху расцвета Великого княжества Литовского, мастерски сыгранная звездой современного беларуского театра и кино Светланой Зеленковской. А вот на одну из главных мужских ролей, молодого литвинского князя Будимира, из московских каменных джунглей в дикую Кривицкую трясину был специально приглашен Сергей Глушко, более известный как стриптизер под псевдонимом Тарзан, чье актерское мастерство оказалось весьма посредственным. Тем не менее, именно этот проект оказался более удачным в коммерческом плане, чем «В августе 44-го».
     Невозможно не сказать несколько слов про анимационное историческое кино, которое в Беларуси имеет очень глубокие традиции. Имея высокие амбиции и мизерное финансирование, беларуские мультипликаторы умудряются творить настоящие чудеса. Именно мультипликация – это единственный жанр беларуского государственного кино, свободно конкурирующий на европейском рынке. Сегодня на «Беларусьфильме» снимаются целые мультсериалы об исторических личностях и знаковых событиях истории Беларуси, которые доступным языком разъясняют зрителю «кто и откуда мы родом». Последним из таких проектов стал цикл мультфильмов, посвященный истории беларуских городов.
     Безусловным лидером национальной анимации является Владимир Волчек, который за последние годы снял серию лент по мотивам беларуских народных сказок и легенд. Среди его работ такие фильмы как «Чертов клад» и «Дикая охота», который полюбились широкой публике в Беларуси и за ее границами. Недавно Владимир Волчек создал свою анимационную мастерскую на «Беларусьфильме», где первым заданием для будущих аниматоров стало снять работу на историческую тематику.  
     Поскольку в Беларуси культура, к сожалению, очень часто превращается в политическое оружие, а потому право быть истиной в последней инстанции стало яблоком раздора во всех сферах культурной жизни страны. В такой ситуации ряд кинематографистов предпочитает оставаться в стороне, как от официоза, так и оппозиции, стараясь в своих работах придерживаться принципа непредвзятого исторического анализа.
     После открытия польским телевидением спутникового телеканала для Беларуси “Belsat” (декабрь 2007 года) многие беларуские специалисты стремились найти работу именно там, предлагая огромное количество проектов, связанных с историей родной страны. Самым удачным из них можно считать экранизацию трагикомедии времен Первой мировой войны Янки Купалы «Тутэйшыя» («Здешние»), режиссером которой выступил Валерий Мазынский.
К сожалению, даже независимый телеканал не сумел полностью избежать некоторой тенденциозности, отдавая предпочтение работам польских и уже прославленных беларуских документалистов, но часто оставляя за бортом фильма молодых режиссеров. “
Belsat” уже показал два фильма классика беларуского документального кино Юрия Хощеватского о событиях марта 2006 года («Плошча») и 90-летию со дня провозглашения Беларуской Народной Республике («День Воли»), но пока не пустил в эфир очень острые ленты молодых режиссеров А. Тялежникова («Беларуски резистанс. 1941-1961 гг.») и С. Патаранского («В снегах дремлет весна»), затрагивающие противоречивые и тяжелые страницы истории современной Беларуси.  

     Как видно, непростые процессы осмысления своей истории в беларуских театре и кино идет достаточно активно, но и не без серьезных сложностей, связанных в первую очередь с нестабильным финансовым положением и давлением на художественную элиту, особенно со стороны государственных структур. Это не дает в полной мере реализовать потенциал самых востребованных беларуской публикой видов искусства, созданного в национальной исторической традиции.

Print version
EMAIL
previous ИСТОРИЯ КАК ИЗОБРАЖЕНИЕ: МАТЕРИАЛ И ОБРАЗ.
АСПЕКТЫ КИНОСОЗИДАНИЯ ИСТОРИИ УКРАИНЫ
|
Sergei Marchenko
SONGS OF FREEDOM |
Irina Vidanava
next
ARCHIVE
2017  1 2 3 4
2016  1 2 3 4
2015  1 2 3 4
2014  1 2 3 4
2013  1 2 3 4
2012  1 2 3 4
2011  1 2 3 4
2010  1 2 3 4
2009  1 2 3 4
2008  1 2 3 4
2007  1 2 3 4
2006  1 2 3 4
2005  1 2 3 4
2004  1 2 3 4
2003  1 2 3 4
2002  1 2 3 4
2001  1 2 3 4

SEARCH
NEWSLETTER

mail
www.jota.cz
www.telekritika.ua www.amo.cz
RSS
  © 2008-2017
Russkii Vopros
Created by b23
Valid XHTML 1.0 Transitional
Valid CSS 3.0
MORE Russkii Vopros

About us
For authors
UPDATES

Sign up to stay informed.Get on the mailing list.