ISSUE 4-2013
INTERVIEW
STUDIES
Victoria Bucataru Игорь Тышкевич Богдана Костюк
RUSSIA AND GAZPROM
Владимир Воронов
OUR ANALYSES
Богдан Олексюк
REVIEW
Артур Новак
APROPOS
Либор Дворжак


Disclaimer: The views and opinions expressed in the articles and/or discussions are those of the respective authors and do not necessarily reflect the official views or positions of the publisher.

TOPlist
RUSSIA AND GAZPROM
О БЕДНОМ «ГАЗПРОМЕ» ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО…
By Владимир Воронов | журналист, Российская Федерация | Issue 4, 2013
Газпром: национальное достояние или…бедствие?

ОАО «Газпром» нередко награждают звучными эпитетами, порой величая эту компанию то «величайшим национальным достоянием» России, а то и «главным бриллиантом короны» новой Российской империи. Другие — не столько даже энергетическим монстром, сколько тем острым инструментом, при помощи которого Кремль пытается взять за живое энергозависимую от него Европу. Что уж далеко ходить, если самым запоминающимся событием 2013-го года едва не стал очередной виток «газовой войны» России против Украины. Как тогда метко заметил некий политолог Герман Моро (имея в виду не только «Газпром», но и «Укрнафту»), «пока парни в изумительных костюмах из газовых империй определяют характер нашей внешней политики, следует забыть о приграничном сотрудничестве». 

Обе корпорации — государство в государстве, это «колоссальный финансовый потенциал, которому служит бюрократическая машина в обеих странах. Информационная политика, которую формируют под контрольные газовым монополистам аналитические структуры. СМИ, обеспечивающие пресловутую газовую завесу. Абсолютно непрозрачный характер переговорного процесса. Ограниченный доступ общественности к информации о работе межправительственной российско-украинской комиссии. Вялость и апатичность комментариев МИДа, из которых понятно лишь то, что «ничего непонятно».[1] «Газпром» и «Укрнефтегаз», утверждает политолог, вот две основные причины дезинтеграции, низкого уровня экономического, гуманитарного и научного сотрудничества между Россией и Украиной.

Вот тут самое время взглянуть на командный состав боевых формирований, вошедших в клинч «газовой атаки». Но газпромовские «полководцы» нам, россиянам, по определению, ближе — ими и займемся, а уж эффективность менеджеров «Укрнафтогаза» пусть как-нибудь оценят сами граждане Украины.

Как некогда любил говаривать И.В. Сталин, «кадры решают всё». Поскольку это действительно так, для начала взглянем на персоналии органа, где (по крайней мере, формально) определяется политика «Газпрома» — Совет директоров, в составе которого 11 человек. Председателя правления, Виктора Зубкова, особо представлять нет надобности, но, все же, напомню ключевые вехи его послужного списка. Итак, образование — от газовой сферы весьма далекое: Ленинградский сельскохозяйственный институт. Столь же далек от газа сей товарищ и по своему профессиональному опыту[2]: Зубков много лет начальствовал в совхозах, затем перешел на совпартработу, дослужившись даже до кресла первого секретаря Приозерского горкома КПСС.[3] Откуда и перебрался уже в Ленинградский обком КПСС, затем плавно спарашютировал в Леноблисполком. После краха советской власти не менее плавно перебрался в уютное кресло питерской мэрии, став заместителем председателя Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. Напомню: этот комитет тогда возглавлял некто Владимир Владимирович Путин… Далее по восходящей: из мэрии переброшен в налоговую службу, оттуда — в Федеральную службу по финансовому мониторингу, а с сентября 2007 по май 2008 года было еще и краткосрочное «техническое» премьерство… Натурально, живая иллюстрация песни из советского фильма перестроечной поры «Забытая мелодия для флейты»: «Надо знать, что желает начальник, угадать, согласиться, не спорить, и карьеры своей не испортить». Не испортил, даже своего зятя Анатолия Сердюкова (тогда еще бизнесмена-мебельщика) для начала в налоговые органы пристроил… Правда, какое всё это имеет отношение к газовой отрасли?

У Алексея Миллера, заместителя председателя Совета директоров и, главное, председателя правления «Газпрома» образование, как водится, тоже не профильное. Страшно далекое от «газа» — Ленинградский финансово-экономический институт, который он закончил в 1984 году. Слова «финансово-экономический» в названии института пусть вас не обманут: тогда там готовили вовсе не менеджеров экономики или финансистов, а банальных счетоводов для советской плановой экономики. Начало карьеры Миллера серо и скучно, хотя начинал он всё же по профилю: сначала инженер-экономист Ленинградского научно-исследовательского и проектного института по жилищно-гражданскому строительству ЛенНИИпроект Исполкома Ленгорсовета, потом аспирант, младший научный сотрудник. После краха советской власти работа была уже далека от профильной специальности, зато очень денежная — Миллер перебирается сначала в исполком Ленсовета, оттуда в мэрию Петербурга — в тот самый «путинский» Комитет по внешним связям. После ухода оттуда Путина в 1996 году Миллер не потерялся: покинув госслужбу, очутился в куда более доходном месте — в кресле директора по развитию и инвестициям ОАО «Морской порт Санкт-Петербург». Оттуда перебрался в ОАО «Балтийская трубопроводная система». Откуда — в числе прочих питерских кадров — и был призван в Москву, когда Владимир Путин стал хозяином Кремля. В 2000 году у Миллера было краткое пребывание в кресле замминистра энергетики, уже оттуда — прыжок на заданный плацдарм: сразу на трон главы «Газпрома»[4].

Скажете, что за 13 лет сидения на этом троне персонаж мог чему-то и подучиться? Увы, но реалии не подтверждают этого смелого предположения. И не только в плане чисто профессиональном: по сей день Алексея Миллера полагают одной из самых блеклых фигур новой элиты («Его главное достоинствоумение кланяться»[5]), характеризуя его как чиновника, совершенно лишенного инициативы, неспособного на принятие любого самостоятельного решения, стремящегося ни в коем случае не брать на себя ответственность. Одним словом, «нулевой менеджер».[6] По едкому замечанию моего коллеги, питерского журналиста Бориса Вишневского, «жил, как тень, и служил, как тень»[7].

В профессиональном плане ничего хорошего о деятельности Миллера в «Газпроме» сказать нельзя: провал следует за провалом, как на «фронтах» внешних, так и внутреннем. Колоссальные деньги затрачены на самые фантастические проекты разного типа «потоков» (южных, голубых, северных и т. п.), даже окупаемость которых сомнительна, не говоря уже о прибыльности. При этом добыча газа падает, освоение новых месторождений фактически заморожено, себестоимость же добычи газа непрерывно растет — в то время как, например, в Норвегии и США она снижается. Оборудование и технологии «Газпрома» застыли в глубоком прошлом, а газификация многих регионов страны (опять же, несмотря на колоссальный объем выделенных под это средств) остается на уровне каменного века — даже в Подмосковье! А еще за время «правления» Миллера из состава акционеров «Газпрома» без лишнего шума вышли стратегические инвесторы, осознавшие, что их держат лишь за дойную корову и их средства просто-напросто разбазариваются, на политику же этого энергетического монстра они не влияют даже номинально.

Впрочем, некая польза от пребывания Миллера «под газом» всё же есть, но прогресс, видимо, коснулся исключительно сферы дохода и личного комфорта — судя по страсти к разведению баснословно дорогих чистопородных жеребцов[8] и строительству фешенебельных дворцов системы «Миллергоф».[9] А еще, как стало известно в июле 2013 года, босс «Газпрома» отметился тем, что был объявлен тендер на создание персонально для него планшетного компьютера (обозначенного как «Мобильное Автоматизированное рабочее место Председателя Правления ОАО «Газпром»[10]), за который «естественная монополия» готова была выложить …120 миллионов рублей (почти 4 миллиона долларов)![11] В итоге это самое «рабочее место» Миллера решили взять «всего лишь» за 114 миллионов 476 тысяч рублей…[12]
 
Из девяти прочих членов совета директоров «Газпрома» хоть какое-то профессиональное отношение к газу имеет лишь Виктор Мартынов, ректор РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина. Да и то лишь условно и опосредованно: «на земле» он никогда не работал, проведя всю жизнь лишь в стенах своего же учебного заведения[13]. Остальные с газом не соотносятся совершенно: это либо финансисты (с богатым опытом работы в КГБ), либо комсомольско-партийные аппаратчики (с дипломами инженеров водного транспорта), либо юристы, есть даже специалист по «эксплуатации летательных аппаратов и двигателей» — заместитель председателя правления «Газпрома» Виталий Маркелов...[14]

В правлении картина столь же пикантна: из 17 членов правления профильное образование — лишь у двоих! Правда, еще двое хотя бы успели потрудиться в отрасли, несмотря на наличие у них дипломов специалистов по летательным аппаратам.[15] У прочих же, судя по их биографическим справкам, профессиональные познания в сфере газовой отрасли вряд ли выходят за пределы знания того, как обращаться с газовой плитой на кухне. Большей частью это какие-то «дети юристов», славные питерским происхождением и кровнородственной близостью к высоким лицам. Так, в 2002 году, в правление был введен отрок 28 лет — некий Кирилл Геннадиевич Селезнев, обладатель совершенно непрофильного диплома Балтийского государственного технического университета по специальности «импульсные устройства и автоматические роторные линии»[16]. Ранее юное дарование всего лишь за пять лет трудовой деятельности успело сменить аж семь высокооплачиваемых должностей на пяти «вкусных» коммерческих местах работы, причем по «роторным линиям» г-н Селезнев вообще не работал ни дня и нигде. — Ну и что, кому вообще нужны все эти пошлые дипломы и формальности, если, как утверждают, его папа — Геннадий Селезнев, бывший на момент зачисления своего отрока в «Газпром» спикером Госдумы… Клеветники даже утверждали, что уже после этого назначения из Санкт-Петербургского университета Кириллу Геннадьевичу срочно — с фельдсвязью — прислали диплом выпускника этого вуза по специальности «финансы и кредит»[17]: на тот пожарный случай, если вдруг спросят, а что тут делает 28 -летний мальчик без специального образования и профессионального опыта. Да только ведь не спросили…

Вот аналогичного типа «профи» и превалируют в правлении: «экономисты» советского розлива[18], выпускники институтов холодильной промышленности[19] и МГИМО[20], имеются обладатели даже таких раритетных корочек, как Университет марксизма-ленинизма Ленинградского обкома КПСС[21]. Само собой, особо привечаются «питерские».

Такой вот VIP-клуб по интересам: тусовка лиц с непрофильными дипломами и биографиями. Например, в правлении восседает экс-мэр Рязани (и экс-депутат Госдумы) Владимир Марков — у него столь богатейший набор дипломов (Рязанского радиотехнического института, Академии общественных наук при ЦК КПСС, Московской академии экономики и права), что удивляешься, а когда же он работал — если столько учился, и когда учился — если работал? Но главную закалку сей член правления  «Газпрома» обрел, как значится в вывешенной на сайте «Газпрома» биографии, занимая «различные должности в районных и областных комитетах КПСС г. Рязани»[22]. Кто бы сомневался, что самый лучший опыт в газовой сфере можно обрести исключительно в обкомах КПСС. Или, на худой конец, в КГБ — в правлении никак не меньше четырех товарищей с Лубянки (или с Литейного), погоны которых слегка прикрыты дипломами банкиров и даже электротехников.

Шут с ними всеми? Но разве не именно эти «бумажные важные люди», совершенно чуждые отрасли, «на земле» в жизни не работавшие, сразу заброшенные на высшие командные посты, определяют стратегию «Газпрома»?

Есть еще, конечно, руководители департаментов — их 23 (десять из них входят в Правление). Профильное образование и хоть какой-то опыт работы по специальности — лишь у четырех из них! Остальные 19 руководителей департаментов кто угодно, но только не «газовики»: тут как бы и юристы, и как бы экономисты, есть даже военные связисты[23], и турбинисты[24], и те же специалисты по эксплуатации летательных аппаратов[25], и выпускники Ленинградской высшей партийной школы, дипломанты тех же Университетов марксизма-ленинизма. В наличии даже электроакустик, да еще и с ученой степенью кандидата… психологических наук: глава департамента по управлению персоналом Елена Касьян закончила Ленинградский электротехнический институт по специальности «электроакустика и ультразвуковая техника», трудилась в «Морфизприборе»[26], однако диссертацию защитила, будучи уже крупной газпром-леди — по теме «Психолого-акмеологическое сопровождение процесса развития персонала крупного акционерного общества».[27] А еще департаментами «Газпрома» руководят военные переводчики[28], химики — с дипломами Ленинградской высшей партшколы[29] и, только не падайте, даже дипломированные философы! Так, начальник департамента по управлению корпоративными затратами и, по совместительству, гендиректор ОАО «Красноярскгазпром» Михаил Сироткин закончил Санкт-Петербургский университет по специальности «философия»[30]

У иных же руководящих деятелей «Газпрома» в официальных биографиях лакуны столь красноречивы, что можно и не гадать, в каком ведомстве, какие задания и какой партии-правительства они выполняли, но уж точно — не по газовой части. Да что там, если уж в начальниках департаментов значатся товарищи, сумевшие заслужить медали «За боевые заслуги» — это за подвиги в банковской сфере?! А иные дамы, поистине прекрасные во всех отношениях, с поразительной легкостью (и в весьма юном возрасте) перелетели в «газовые» кабинеты прямиком из Управления торговли МВД РФ[31]. Кто бы мог подумать, что торговое подразделение МВД — подлинная кузница газодобывающих кадров! Выходит, что «эффективным менеджером» «Газпрома» может быть любой прохожий, начиная с тестя мебельщика и обладателя корочки партшколы?

Итак, подавляющее большинство нынешних менеджеров «Газпрома» никакой «истории» в газовом бизнесе не имеет, нет у них и достижений в той сфере — ни профессиональных, ни технических, ни научных. Они ни дня не работали «на земле», буровые вышки, если и видели, то лишь в телевизоре, а газ — на кухне. Им что турбины, что холодильники — с бухгалтерией морского порта и роторными линиями «Океанприбора». Зато костяк этого менеджмента имеет правильное происхождение — питерское, разумеется, все они родом либо с Лубянки, либо из кооператива «Озеро». О какой профессиональной компетентности таких «эффективных менеджеров» может идти речь, какие мотивы их реально заботят (хотя бы в том же «газо-шоколадном» конфликте с Украиной), помимо шкурных? Потому трудно спорить с Борисом Немцовым, ещё в феврале 2013 года сказавшим в программе Савика Шустера «Шустер live», что ныне в «Газпроме» нет специалистов в газовой сфере: «Там есть чекисты, чиновники, воры, но там нет профессионалов».[32]        

По официальным данным самой корпорации «чистый долг Группы «Газпром» по итогам 2011 года составил 1,035 трлн руб. Сумма чистого долга увеличилась по сравнению с 2010 годом на 19%»[33]. — Долгов почти на 34 миллиарда долларов?! Ничего себе, «эффективные менеджеры»! Как тут не вспомнить слова одного из персонажей известного советского фильма «Берегись автомобиля»: «У тебя ничего нет! Ты голодранец!» — Вот только эти «голодранцы», судя по их зарплатам и бонусам, ни в чем себе не отказывают — ни в племенных жеребцах, ни даже в «Мобильных Автоматизированных рабочих местах», ни в «Миллергофах». За наш счет, разумеется... 
[3] Приозерск — административный центр Ленинградской области.

 

Print version
EMAIL
previous «ВЫДАВИ МЕНЯ ИЗ СЕБЯ ПО КАПЛЕ.
(РАБ В ТЕБЕ)»
|
Богдана Костюк
ВОЛЫНЬ 1943 ГОДА – БРЕМЯ ИСТОРИИ ДЛЯ ПОЛЯКОВ И ДЛЯ УКРАИНЦЕВ |
Богдан Олексюк
next
ARCHIVE
2021  1 2 3 4
2020  1 2 3 4
2019  1 2 3 4
2018  1 2 3 4
2017  1 2 3 4
2016  1 2 3 4
2015  1 2 3 4
2014  1 2 3 4
2013  1 2 3 4
2012  1 2 3 4
2011  1 2 3 4
2010  1 2 3 4
2009  1 2 3 4
2008  1 2 3 4
2007  1 2 3 4
2006  1 2 3 4
2005  1 2 3 4
2004  1 2 3 4
2003  1 2 3 4
2002  1 2 3 4
2001  1 2 3 4

SEARCH

mail
www.jota.cz
RSS
  © 2008-2024
Russkii Vopros
Created by b23
Valid XHTML 1.0 Transitional
Valid CSS 3.0
MORE Russkii Vopros

About us
For authors
UPDATES

Sign up to stay informed.Get on the mailing list.